Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.

— 264 — со двора. І І а дѣстнпцѣ въ естественную величину написанъ цѣлый звѣринецъ: слонъ большой и малый, бурый и бѣлый медвѣди, левъ, тигръ, олень; яблонь, лимонное и апельсинное деревья, отягченныя очень крупными плодами. Въ галдереѣ вслѣдъ за цѣлымъ рядомъ нзображеній архангеловъ и преиодобныхъ слѣдуютъ пллюстрадіи къ преданіямъ и бытописаніямъ церкви. Много мѣста занимаютъ изображенія странствій Ѳеодоры въ преисподнюю; вы видите: Ла­ заря и богатаго, человѣка съ бревномъ въ глазу п другого— со спицей, гору Аѳонскую, Тріипостась, бичеваніе, несеніе Креста; иы видите явленіе пгуменыі Аѳанасіи, по смерти ея, въ сопровожденіи двухъ ангеловъ: она носѣтила свой монастырь, который вѣдала при жизни, чтобы уличить монахинь въ томъ, что онѣ вмѣсто сорокадневнаго поминовенія учинили только девятидневное; предъ вами видѣніе Пахомія, которому предсталъ огромный глубокій ровъ, напол­ ненный преступными монахами; тутъ нее сказаніе о послѣднпхъ монахахъ, ставшихъ плотолюбцаыи, славолюбцами и сребролюбцами; предъ вами—крестъ съ распятымъ на немъ иноісомъ, нзобралсающій подвиги и искушеніе мона­ стырской жизни: слѣва отъ инока — въ розовой юбкѣ и соломенной шляикѣ какая-то красавица, старающаяся соблазнить, но монахъ не смотритъ на нее, такъ какъ онъ «съ Христомъ сросияхся». Очень типичны слѣдующія изобра­ жены: въ одномъ олицетворено «любите другъ друга»: два ангела вѣнчаютъ одинъ другого вѣнцамп и подаютъ другъ другу руку; въ другомъ пзобргі- женіе «духа хрнстіанпна»: къ одной ногѣ его привязана огромная бомба, при­ тягивающая его къ землѣ; въ рукѣ сердце, тянущее его къ небу; въ другой рукѣ мечъ. Есть въ галлереѣ Іоаннъ Лѣствичникъ, Антонііі, вндящш, какъ діаволы оплетаютъ сѣтямп землю, и т. д. Живопись исполнена въ тридцатихъ годахъ, п никакой критики не выдерживаетъ, но обильно снабжена подписями. Предъ этими изобралсеніями цѣлый день толкутся богомольцы, странницы, идутъ объясиенія, сообраясешя, и сказывается великая наболшость. Главныя святыни Соловецкаго монастыря—это святыя, явленный, чудо- творныя иконы; мощи св. угодниковъ и лсивыя въ народѣ воспоминания о главныхъ представителихъ монастырскаго подвига и благочестія, здѣсь почи- вающпхъ ц почивавшихъ, такъ пли иначе связанныхъ съ судьбами монастыря. Церкви монастырскія весьма богаты потемнѣвшимп отъ времени иконами, и многоярусные иконостасы ихъ, въ особенности пятп-ярусный Преображен- скаго собора,—даръ Петра Великаго, и придѣлы, п часовеньки—все это щедро обвѣшано затуманивающимися отъ времени ликами святыхъ. Цѣнныя ризы изъ золота и серебра, многія осыпанныя каменьями, обрамляютъ полселтѣвшія и потемнѣвшія изобралсенія и трепетно искрятся въ свѣтѣ неугасающихъ никогда лампадъ и множества дешевеныспхъ свѣчъ, поставленныхъ на трудовую ко­ пейку, идущую сюда со всѣхъ концовъ Россіи. Кто не знаетъ Соловокъ, «святой островъ Соловецъ», и откуда только не шествуютъ къ нему бого­ мольцы? Главныя иконы монастыря слѣдующія: нерукотворенный образъ Спаси­ теля въ святыхъ вратахъ, висящій въ нихъ съ начала XV II вѣка, недо­ ступный дѣйствію насыщеннаго морского солью воздуха; чудотворная икона

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz