Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.
— 2GO - (1811 года), въ которой описано житіе Зосимы и Савватія. «зуграфнымъ ыастерствомъ», н число изображеній въ ней, пестрѣющихъ водяными красками, неисчислимо. Очень богаты многіе шитые образа, Евангелія, ладаницы, кубки. Тутъ лее хранятся различныя подвижнически: вериги, ризы Филиппа и Зосимы и деревянные сосуды, служившіо послѣднему при богослуженіи. Кромѣ святынь п жилыхъ помѣщений иноковъ и богомольцевъ и трехъ большихъ гостпницъ, монастырскія стѣны обнимаютъ заыѣчательныіі рядъ раз- личныхъ учрежденіи и заведеній, подобиыхъ которыыъ въ пхъ совокупности и устройствѣ нѣтъ нигдѣ. О ніі свидѣтельствуютъ о безпрерывномъ въ теченіо многихъ столѣтій трудѣ и выдержкѣ и наглядно показываютъ, чѣмъ и какъ шло наше монашество въ дебри и пустыни, проповедуя іі слово Божіе, и ре- лигіозно-нравственное развптіе человѣка. Мѣстные люди наглядно видѣли упо- рядоченіе, улучшенщ жизни п обращались къ вѣрѣ. Окруженный непривѣтлп- вымъ моремъ, открытый дыханію Сѣвера, на голыхъ скалахъ, при чахлой ра стительности, на краю тЬхъ странъ, гдѣ царптъ двухмѣсячная ночь, а лѣто является только проблесками, монастырь создалъ жизнь и распространилъ ее. Поднимались и поднимаются голоса въ пользу того, чтобы монастырь устроилъ монашеское общежитіе на Повои Землѣ. ГІесомнѣнно, что эта задача была бы очень трудна, но не невозможна для энергпчныхъ и трудолюбивыхъ монаховъ соловецкпхъ, отличающихся своею предпріпмчпвостыо. Что зимою на Новой Землѣ жить можно—доказательство въ опытѣ, произведенномъ въ 1878 году, когда командированный туда штабсъ-капитанъ Тягинъ прозпмовалъ здѣсь съ своею семьею. Задача была бы и подъ силу, и подъ стать Соловецкому мона стырю. Въ настоящее время на Новой Землѣ, въ становпщѣ Малые Карма кулы. на средства казны построена спасательная с-танція; тамъ же съ 1879 года поселены семь семействъ самоѣдовъ, а 19-го іюня 1881 года состоялось- Высочайшее повелѣніе о заселеніп Новой Земли съ пособіемъ отъ правительства деньгами 350 руб., лѣсомъ на обзаведеніе и правомъ возвратиться на родину черезъ пять лѣтъ. Желающихъ, однако, не явилось. Большинство богомольцевъ приходятъ въ Соловецкій монастырь по обѣту, иногда цѣлымп семьями, и могутъ оставаться на монастырсномъ иждивепіи три дня; чтобы гостить больше, необходимо получить разрѣшеніе, которое обыкно венно и дается. Значительная часть странниковъ—пзъ сѣверныхъ губерніи, но пріѣзжаютъ и южане. Нѣсколько лѣтъ тому назадъ были богомольцы алеутскіси Характерны таі;ъ называемые «годовики», ііли вкладчики, взрослые и дѣти, остающіеся въ монастырѣ на годъ по обѣту и сиравляющіе всѣ работы; дѣти отдаются сюда родителями по обѣту же. п для нихъ это пребываніе очень полезно: это цѣлая школа грамотности и мастерства. Надо замѣтить, что въ Соловкахъ вся жизнь пришлыхъ людей, вся обстановка, совершенно приспо соблена къ народному быту, и если не обставлена роскошью, зато сытая, теплая и совершенно по сердцу народу. Монаховъ въ обители 300, послушниковъ 100,. годовиковъ 400, богомольцевъ, обыкновенно, свыше 1.500 человѣкъ, и все это питается монастыремъ. Подъ Успенскимъ соборомъ помѣщается пекарня съ чудовищными двумя печамп, изъ которыхъ въ каждой пспекается хлѣба до 60’
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz