Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.
— 248 — дысь на эвтомъ самоиъ мѣстѣ острова намъ блазнили»; ыиражъ приближаетъ предметы, п тогда говорится: «берегъ завременился, острова временятъ». Крейсеръ бросилъ якорь у Песьей-Луды, въ ЗѴа верстахъ отъ монастыря, пройдя большой Заячій островъ, обставленный значительнымъ количествомъ крестовъ всякой величины. Путешественники пересѣли на подошедиіій катеръ Соловецкаго монастыря; иа веслахъ сидѣло двѣнаддать гребцовъ-монаховъ; на рулѣ — монахъ съ медалыо за спасеніе погпбавшихъ; катеръ направился къ монастырю. Съ окрестныхъ гранитныхъ утесовъ глядѣли многіе, очень многіе кресты; значительная часть крестовъ стояла на колодахъ. Обогнувъ послѣдніи мысокъ блпжайшаго островка, катеръ пошелъ прямо къ пристани, лицомъ къ лицу къ Святымъ Вратамъ обители. ІІадъ гранитною набережною, въ недалекомъ разстояніи отъ берега, высились древнія монастырскія стЬны п три выходящія на эту сторону башни: флагъ-мачтовая, арсенальная и пре- дѣльная; между ними, четко выдѣляясь высокою аркою, прикрывающею образъ Нерукотвореннаго Спаса, обозначались Святыя Ворота. За сгѣнами, вплотную одна къ другой, тѣснились церкви монастырскія: Успечія или Трапезная, Никольская, Троицкая—Зоспмы и Савватія, Преобра- женскій соборъ и крайнею вправо, немного въ сторонѣ, Больничная. Золоченыхъ маковокъ нѣтъ,—всѣ онѣ зеленые; съ наружной стороны С'вятыхъ Воротъ пест- рѣли тремя красками, расположенными шахматами, два массивные столба весьма сложнаго профиля, напоминающіе древне - индіискіе храмы Эллоры; пестрыя фрески глядѣли поверхъ каменной монастырской ограды со стЬны собора. Вся набережная маленькой гавани была покрыта народомъ, большею частію бого мольцами; виднѣлись у берега два монастырскіе парохода: «Вѣра» и «Соловец кий», имѣюіціе, какъ п крѣпость, свой утвержденный флагъ. Въ Троицкой церкви Зосимы и Савватія, близъ мощей обоихъ преподобныхъ, покоящихся въ богатыхъ ракахъ, подъ роскошною двойною сѣныо, обвѣшенною поверхъ ярко-пунцовою шелковою матеріею, подобранною фестонами, въ свѣтѣ многихъ разноцвѣтныхъ дампадъ, богомольцы отслушали литію, а затѣмъ отстояли ли- тургію. Это архимандритское служеніе лптургіи, въ воскресный день, у мощей соловецкихъ преподобныхъ, въ яркомъ солнечномъ освѣщеніи, при двухъ хо- рахъ пѣвчихъ, особенно торжественно. Оно совершено соборнѣ архимандритомъ со всею пышностью, установленною еще царемъ Алексѣемъ Михайловичемъ въ 1651 году, то-есть въ шапкѣ съ палицею, ручнымъ сулкомъ. рипидаии, осѣ- пяльными свѣчами и ковромъ. Петромъ I въ 1702 году прибавлены были мантія съ поматами — скрижалями и посохъ, какъ у архимандрита Чудова монастыря. Соловецкая обитель полна такихъ почтенныхъ и поучительныхъ восно- минаній, что волей-неволей приходится говорить о нихъ подробнѣе. Вся святыня, вся .древность монастыря сосредоточена вокругъ внутренняго двора обители, обращеннаго въ садъ; густо насаженныя и обрѣзанныя березки и рябины обра- зуютъ куртины, окруженныя деревяннымъ заборомъ; дорожки между нихъ вы мощены плитнякомъ, и на этихъ дорожкахъ происходить постоянное движеніе богомольцевъ. Характерное зрѣлище представляютъ монастырскія чайки, кото-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz