Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.

— 246 ыины саиыхъ пріятныхъ особенностей; имѣются фальшфейеры, ракеты и динамо- электрическія машины, благодаря которымъ крепсеръ пользуется электрическимъ освѣщеніемъ. Если бы встрѣтилась надобность, то имѣетъ возможность стрѣлять и гальваническимъ способомъ. Количествомъ боевыхъ припасовъ «Забіяка» вполнѣ удовлетворяетъ своему имени. Ходить по палуб!) приходится очень осторожно, пзъ опасенія задѣииться то за мѣдные погоны, ло-просту рельсы для орудііі, то за какіе-нибудь кольца или крюки, такъ-называемыя рымы, за который что-либо привязывается. Въ силу существующаго закона курить на палубѣ нельзя, и тѣмъ, кто любить это невинное занятіе, предстоять испыты­ вать въ пути большое лишеніе. Законъ запрещаетъ даже сидѣть на палубѣ, и все это пмізегь свои основанія. Спичекъ при себѣ имѣть тоже нельзя. Н а «Забіякѣ» высятся вдоль бортовъ его: паровой катеръ, вель-ботъ и пять шлю- покъ. Борта очень высоки, такъ что, гуляя по палубѣ, вы, если не обладаете болыпимъ ростоыъ, ничего по сторонамъ не видите; всякій рѣшительно круго- зоръ съ палубы прекращенъ днемъ, когда матросскія койки, связанныя мѣшками, становятся поверхъ бортовъ; для того, чтобы вндѣть что-либо, необходимо пройти или на носъ судна, на бакъ, нѣчто въ родѣ салона или гостиной матросовъ, гдѣ имъ позволено курить, или на готъ, на кормовой части, гдѣ стоить подъ ружьемъ вЬчный часовой, или, наконецъ, на одинъ изъ двухъ поперечныхъ мостиковъ; на одномъ изъ нихъ установленъ компасъ, на другомъ имѣется постоянный вахтенный офицеръ, и отсюда исходить всякая команда. Подъ этимъ мостикомъ — рубка, царство штурманскаго офицера; здѣсь лежатъ углоыѣрные инструменты и карты, на которыхъ отмѣчается путь судна, такъ что въ каждую минуту вы можете знать мѣсто, на которомъ находится судно. Четыре рулевые матроса стоять подъ другпмъ мостикомъ у колеса; одинъ изъ нихъ немедленно отвѣчаетъ на всякую команду, и если сказано, напримЬръ: «право руля», онъ, совершивъ указанное, немедленно говорить: «есть право руля!» Этотъ глаголь «есть» играетъ на военномъ суднѣ весьма видную роль, и если вы въ каютъ-компаніи говорите вѣстовому: «подай стаканъ воды», онъ, отправляясь по поручение, отвѣчаетъ вамъ немедленно: «есть стаканъ воды» пли просто: «есть». Но характеръ военнаго судна настолько тішиченъ, такъ разнообразенъ въ разные моменты дня и ночи, что описывать его возможно только отдѣльными чертами, по мЬрѣ того, какъ онѣ будутъ сказываться въ пути. Къ ЮѴа часамъ вечера погрузка крейсера окончилась, и раздались одна за другою обычныя при подъемѣ якоря команды: «канатъ на шпиль! пошелъ шпиль! всталъ якорь! чисть якорь!» Къ исходу 1895 года крейсеръ «Забіяка» заслужилъ почетную извѣст- ность чуть ли не на всѣхъ моряхъ обоихъ полушарій. Молодымъ былъ онъ, бороздя темныя волны Ледовитаго океана; состарился онъ въ болѣе привѣт- лпвыхъ, южныхъ волнахъ, но вездѣ оставался вѣрнымъ той службѣ. для которой былъ созданъ. Примѣръ, показанный имъ на Мурманскомъ побережьѣ, остался не единичнымъ. Правительство, озабочиваемое судьбами нашего сѣвернаго Поморья, за послѣдніе годы постоянно посылаетъ на лѣтнее время одно изъ свопхъ воен-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz