Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.

- 234 - хангедьское военное судостроеніе, подъ руководствомъ замѣчательныхъ строи- телей-самоучекъ, слѣдовавшихъ одинъ за другимъ: Курочкина, Ершова и За- гуляева. Когда императоръ Александръ I гюсѣтилъ Архангельскъ въ 1819 году, въ гавани стояло до 150 судовъ, и милостью государя архангельское купечество избавлено было отъ гильдейскихъ пошлинъ на двадцать лѣтъ. Первый пароходъ заложенъ былъ въ Архангельскѣ въ 1824 году. Затѣмъ, съ 1852 года строеніе кораблей прекратилось, начато сооруженіе винтовыхъ двигателей, и первымъ былъ спущенъ «Полканъ», а въ 1856 году отсюда отправлены въ Балтику 6 клиперовъ. Послѣднее двадцатнпятилѣтіе, въ силу многихъ обстоятельствъ, оказалось гибельно для Архангельска. Улучшеше водяныхъ сообщеній внутри Имперш къ Петербургу и направленіе къ нему лселѣзныхъ дорогъ повліяли, такъ ска­ зать, косвенно; но начало и развитіе броненоснаго судостроенія, перенесшее постройку судовъ къ другимъ центрамъ, оказало вліяніе непосредственное. Не­ удачный спускъ, въ 1860 году, огромнаго фрегата «Пересвѣтъ» послужилъ послѣдниыъ иоводоыъ къ Высочайшему повелѣнпо, состоявшемуся въ 1862 году, объ упраздненіи въ Архангельск'!* главнаго порта, — тринадцать лѣтъ спустя послѣ закрытія порта на Охотскоыъ морѣ; въ 1866 г. два послѣдніе элинга пошли съ молотка. Быстро расцвѣталъ Архангельскъ, быстро и падалъ. Теперь, несомнѣнно, предстоитъ ему большая будущность; Соломбала, какъ купеческій порть, раз­ вивается; къ 1870 году, за шесть лѣтъ, отпускъ возросъ съ 6 до l l ' h мил- ліоновъ, въ 1880 г. отпускъ былъ въ ЮѴг мшшоновъ, въ 1883 г. онъ умень­ шился до 7.400.000 рублей. Кораблей приходить, въ среднемъ, до 700, въ томъ числѣ 40 пароходовъ, и все это несмотря на неудобства плаванія въ Ледовп- томъ океанѣ, на всѣ недостатки Сѣверной Двины и на то, что чинить суда въ Архангельскѣ негдѣ. Вологодско-архангельская желѣзная дорога, сооруженіе которой разрѣшено въ 1894 г., будетъ первою и ближайшею причиной новаго расцвѣта. Выше было сказано, что еще въ 1723 г. занесло устье Двины пескомъ. Рѣка вливается въ море четырьмя устьями. Въ настоящее время въ ней три мели или такъ называемые бара: два — ниже Архангельска, одинъ почти въ предѣлахъ города. Они имѣютъ до тринадцати футовъ глубины, не болѣе, что, пр№ постоянномъ возрастали осадки морскихъ судовъ и увеличении ихъ емко­ сти, служитъ большою помѣхою, такъ какъ вызываетъ двойную перегрузку, увеличивающую цѣнность товаровъ. Фрахтъ до Англіи отъ Онеги и Сорокъ, гдѣ перегрузки нѣтъ, на 5— 7 шиллинговъ дешевле, чѣмъ отъ Архангельска, и въ общей сложности наше купечество теряетъ въ названныхъ перегрузкахъ до 220 тыс. рублей въ годъ. Министерство Путей Сообщения предполагаетъ углубить баръ у Мудыогскаго острова землечерпаніемъ, а мель у Моисеева острова уничтожить водостѣснительными сооруженіями. Съ 1860 года суще- ствуетъ сѣверо-двинская компанія пароходства, имѣющая до пятнадцати паро­ ходовъ и поддерживающая сообщеніе съ центромъ Россіи. Если, какъ выше замѣчено, размѣры таможни свидѣтельствуютъ о томъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz