Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.

— 233 — 1708 — 208, 1716 — 233. Въ 1711 году цѣнность привоза п вывоза достигла полутора милліона рублей. Строеніе собственно военныхъ судовъ па соломбальской верфи началось только въ 1708 году; въ 1710 вышли въ море три фрегата, но неудачно. Воен­ ные корабли были, пожалуй, еще некрасивѣе п неуішожѣе купечесісихъ; тяже­ лые, сѣдловатые, съ пузато-закрѣнлепными парусами, они пмѣлп чрезвычайно высокую корму; па кормѣ этой шли снаружи галлереи съ аляповатыми изобра- женГями, п надъ ними высились три чудовищно-огромные фонаря; въ доверше- ніе всего на щекахъ виднѣлись статуи. Насколько любилъ Петръ и холилъ Архангельскъ вначалѣ, настолько-же безжалостенъ сталъ онъ къ нему, когда возникло другое его дѣтище, при дру- гомъ, болѣе ласковомъ морѣ—Петербурга. Указомъ 1722 года запрещено при­ возить къ Архангельску товаровъ больше, чѣмъ потребно собственно для губер- пін; послѣ этого указа къ городу пришло только 26 пностранныхъ кораблей. Вслѣдъ за немилостью царя сказалась п немилость природы: въ 1723 году занесло пескомъ устье Двины, п суда, подходнвшія прежде къ самому Архан­ гельску, принуждены были останавливаться у Соломбалы. Съ 1715 года строе- піе военныхъ судовъ прекратилось совершенно, но съ 1733 года возобновлено; начали готовить экспедицію «Обскую»; 23-го іюня 1835 года спущенъ корабль «Городъ Архангельскъ», а за нимъ друие. Особенной удачи . кораблямъ, дѣтпщамъ второго расцвѣта Архангельска, не было. Эскадры 1742 и 1743 годовъ доказали наглядно, что наше судострое- ніе страдало въ то время органическими недостатками. Корабли построены были слабо, чрезмѣрно нагружены артпллеріей, при спускѣ выгибались, давали течь, не пмѣли устойчивости и далее опрокидывались, да и самое дерево ставили нерѣдко гнилое: въ мачтахъ попадалось по 15 дюймовъ гнили въ діаметрѣ. Характерно, что когда состоялся судъ за гибель «Варахаила», то оберъ-ауди- торомъ назначенъ былъ нѣкто Клингстенъ, желавшій уклониться отъ этого назначенія, «за незнаніемъ русскаго языка п морской службы», какъ онъ ра- портовадъ. Контора надъ портомъ этихъ пустыхъ резоновъ не уважила. Свое­ образности тогдашнпхъ порядковъ соотвѣтствовалъ костюмъ офицеровъ: на нихъ были бѣлые кафтаны и свѣтлозеленые камзолы н штаны. Матросы, встрѣ- чая начальство, кричали въ тѣ дни не «ура!», а «гузе! гузе!». Въ морсиомъ уставѣ второй половины прошлаго вѣка опредѣлено съ точностью, кому и сколько разъ кричать «гузе!» Уравненіе нравъ Архангельска съ Петербургомъ, въ отмѣну Петров- скаго указа 1722 года, послѣдовавшео въ 1762 году, снова подпяло духъ и лредпріимчивость архангелогородцевъ: завелось снова 40 торговыхъ домовъ, и вывозъ достпгъ 10 мнлліоновъ; но золотьшъ временемъ для города, «американ­ скими годами» его, были 1809— 1814, когда континентальная система закрыла англичанамъ всѣ порты, и они подъ амернканскимъ флагомъ стали ходить въ Архангельскъ. Бѣломорскій купеческій флотъ, способный къ дальнему плава- пію, имѣлъ тогда до 300 судовъ. Со времени Отечественной войны стало быстро совершенствоваться и ар-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz