Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.

— 231 — страстно стремился и значеніе котораго провндѣлъ, немедленно принялся за дѣло, со всею энергіею, ему свойственною, принялся, такъ сказать, своими р у ­ ками. Н а соломбальской верфи закипѣла работа. Въ платьѣ простого шкипера ежедневно посѣщалъ онъ верфи, биржу и ярмарку; негоціантъ Форколье объ- яснилъ ему,—въ чемъ Петръ, конечно, не нуждался, — что «будь у русскихъ свои корабли да ѣзди они сами, барышъ доставался бы имъ». Приказано было изготовить немедленно два купеческихъ судна, и одно изъ нихъ, нагруженное русскимъ грузомъ, царь отправилъ за границу при себЬ. Во второй разъ царь прибылъ въ Архангельскъ на слѣдующій же годъ. 20-го мая вступилъ на Двину первый выстроенный у насъ царскій корабль, названный «Св. Павелъ»; царь самъ подрубилъ его подпоры. 12-го іюля при­ былъ, построенный въ Голландіп, фрегатъ, названный «Св. Пророчество», и царь самъ провелъ его двинскимъ фарватеромъ къ городу. Отправившись въ Соловки на поклоненіе святынѣ, Петръ I вынесъ страшную бурю подлѣ Ун- скихъ Роговъ; онъ и всѣ плывшіе съ нимъ уже причастились, ожидая смерти, но лоцманъ Антипъ Тимоѳеевъ сумѣлъ провести судно въ Унскіе Рога. Крестъ съ надписью, поставленный по этому случаю Петромъ на берегу, можно вп- дѣть въ архангельскомъ каѳедральномъ соборѣ. Въ августѣ, по возвращеніи изъ Соловокъ, царь велѣлъ нагрузить рус­ скимъ товаромъ судно «Св. Павелъ» и отправилъ его за границу подъ русскимъ флагомъ, впервые родившимся тогда на свѣтъ и составленнымъ изъ трехъ гол- ландскихъ цвѣтовъ, только въ обратномъ порядкѣ. Къ 1701 году на архан­ гельской верфи было построено шесть кораблей. Кто не видѣлъ, хотя бы на картинкахъ, этихъ неуішожихъ, некрасивыхъ первообразовъ кораблестроенія того времени? Всѣ они были сосновые, имѣли три палубы, называвшіяся «житьямп»; люки назывались «творилами», а флаги были чудовищно-громадны; такъ, на- примѣръ, кормовой имѣлъ 13 аршинъ длины и 9 полотяищъ ширины. Торговля царя съ заграницей, такъ называемые «царскіе торги», продолжалась съ 1694 по 1718 годъ. Царскіе корабли отдавались также иностранцамъ на откупъ, но подъ условіемъ, чтобы экипажъ на всѣхъ судахъ былъ русскій. Въ трвтій разъ посѣтилъ Петръ I Архангельскъ въ 1702 году и прибылъ съ царевичемъ Алексѣемъ. Царь располагалъ тогда уже цѣлымъ флотомъ. Н а 13-ти корабляхъ съ 4.000 преображенцевъ вышелъ онъ въ море въ разсчетѣ встрѣтить шведовъ. Онъ ихъ не встрѣтилъ, зато совершилъ свой сказочный нюхацкій походъ отъ Бѣлаго моря на Повѣнецъ. Согласно сохранившемуся преданію, въ одинъ изъ пріѣздовъ Петра въ Архангельскъ зародилось будто бы и имя селешя — Соломбала. Царь увидѣлъ жнецовъ въ полѣ и захотѣлъ дать имъ балъ; снопы служили столами и скамейками, и это былъ настоящій «со­ ломенный балъ». Это поэтичнѣе, чѣмъ финское «болотистое мѣсто», но истори­ чески безусловно невѣрно. Въ ознаменованіе своего благоволенія, при одномъ изъ посѣщеній гор. Архангельска, Петръ Великій пожаловалъ архіепискоиу Аѳанасію штандартъ, карету и три пушки для храненія въ архіерейскомъ домѣ. Вотъ нѣкоторыя любопытныя данныя, за Петровское время, касающіяся Архангельска. Въ 1694 году прибыло 50 кораблей, въ 1700— 64, 1702— 149,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz