Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.

— 230 — были англичане. Отыскивая путь въ Китай чрезъ Ледовитый океанъ, они от­ правили на поиски три корабля, изъ которыхъ два погибли у Мурыанскаго берега, а третш занесло къ устью Двины, къ монастырю, одиноко на берегу стоявшему. Кораблемъ управлялъ ставшій впослѣдствш знаменитымъ Ченслеръ, скоро вслѣдъ затѣмъ отправленный въ Москву, гдѣ его снарядили въ путь обратно съ милостями царя Іоанна IV Васильевича и въ сопровожденіи на­ шего посла, вологжанпна Іосифа Непѣя. Льготы англичанамъ предоставлены были большія, и торговля завязалась. Архангельска все еще не существовало. Необходимо, однако, замѣтить, впрочемъ, что несуществованіе Архан­ гельска въ то время подлежишь нѣкоторому сомнѣнію, потому что 32 года спустя послѣ предполагаемаго его возникновенія тобольсісіе воеводы свидѣ- тельствовали: «а отъ Архангельска^ города ходъ къ Мангазеѣ (лежащей на рѣкѣ Енисеѣ) близко посиѣваютъ въ подняты недѣли». Справедливо замѣ- чаютъ, что такого торнаго пути вглубь Сибири, въ такой короткій 'промежу- токъ времени, какъ 32 года, не могло бы существовать, если бы Архангельскъ велъ свое начало только со времени прибытія англичанъ. Если не, дѣлать никакого заключенія изъ словъ тобольскихъ воѳводъ, то придется вѣрить тому, что въ 1584 году совершенно неожиданно къ одинокому монастырю приплыли царскіе воеводы и заложили деревянную крѣпостцу—- Новыя Холмогоры. Торговые люди селились подлѣ крѣпостцы, пріѣзжая сюда изъ богатыхъ Холмогоръ, составлявшнхъ административный и торговый центръ края. Въ 1637 году случился пожаръ, монастырь перенесенъ выше по рѣкѣ, въ ЬІечеры, и очистилъ, такимъ образомъ, мѣсто для быстро возникшаго города; говорятъ, будто планъ гостинаго двора составленъ самимъ царемъ Алексѣемъ Михайловичемъ. Судьбы Архангельска— судьбы нашего сѣвернаго судостроенія и торговли; весь онъ ясилъ и будетъ жить ими. Судостроеніе на Бѣломъ морѣ безконечно старѣе Архангельска, говоритъ историкъ арханГельскаго порта, Огородниковъ; оно идетъ отъ начала плаванія по Бѣлому морю соловецкихъ монаховъ, около 1440 года; въ 1548 году монахи уже имѣли свои верфи. Впрочемъ, для про- мысловъ на взморье приходили сюда новгородцы еще въ IX вѣкѣ, до Рюрика; но самостоятельное значеніе получило наше пользованіе моремъ только со вре­ мени возникновенія Архангельска. Онъ будто подготовился и окрѣиъ какъ разъ ко времени появленія Петра I. Въ 1693 году въ городѣ было уже 29 торговыхъ домовъ иностраннаго купечества, и приходило до 40 кораблей. Было съ чего начать. Когда Петръ I посѣтилъ его впервые, 29-го поля 1693 года, у одной изъ городскихъ пристаней стояла яхта «Св. Петръ», построенная для поѣздки царя въ Соловки, вѣроятно, братьями Бажениными, имѣвшими свою верфь въ Вавчугѣ. Въ 1696 году царь далъ Баженинымъ разрѣшеніе строить корабли. Ііромѣ ихъ верфи, въ то время существовали еще и другія: Б ар ­ мина, Амосова и Пругавина. Купеческое судостроеніе, слѣдовательно, древнѣо военнаго, начавшагося, какъ извѣстно, въ Воронежѣ въ 1696 году. Три раза посѣтилъ Петръ I Архангельскъ: въ 1693, въ 1694 и въ 1702 годахъ. Царь, увидѣвъ впервые море, къ которому такъ упорно, такъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz