Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.
— 205 - восходны многіе шитые образа, между которыми имѣется нѣсколько экземпля- ровъ съ изображеніемъ того, какъ Качаловъ зарѣзываетъ царевича Димитрія, душа котораго — въ видѣ дитяти — вылетаешь изъ него; самобытны такія же шитыя изображенія Благовѣщенія: Ангелъ благовѣствуетъ Богоматери, а въ утробѣ ея уже обозначенъ Св. Младенецъ. Перечислить всѣ рѣдкости собора невозможно. Очень любопытенъ складень, сдѣланный изъ доски съ гроба митро полита Петра, съ изображешемъ на немъ, между другими святыми, Василія Блаженнаго, осѣняющагося двуперстнымъ знаменіемъ. Въ подвальномъ помѣ- іценіи собора хранятся остатки отъ возка и саней Строгановыхъ; на кожѣ, почти ободранной, тисненныя изображенія козероговъ, львовъ, и т. п. Подвалъ церкви состоишь изъ отдѣльныхъ палатъ, разной величины, совершенно тем- ныхъ, соединенныхъ узкими проходами, съ кольцами и засовами, служившихъ, видимо, и темницами, и казнохранилищемъ. Сольвычегодскій соборъ, на берегу пустынной, далекой Вычегды, окру женный малонаселенными лѣсными пространствами, нетронутый радѣтелями мишурнаго блеска въ церковномъ благолѣпіи, составляетъ явленіе совсѣмъ исключительное. Его, высящагося въ темени и ветхости годовъ, слѣдуетъ беречь, какъ зѣницу ока, и тѣмъ обиднѣе было узнать, что нѣсколько времени тому назадъ совершенно частному человѣку проданы были три изъ древнихъ иконъ собора. Таісъ ли это — и кто далъ на это право? Вѣдь это двойное святотатство. Совсѣмъ иное впечатлѣніе даетъ обзоръ мужского Введенскаго монастыря, основаннаго въ 1568 году; въ немъ живуть теперь только четыре монаха. Внутри кажется онъ и пустъ, и бѣлъ, и негармониченъ, и иконы-то его почти всѣ безъ ризъ и оглавій, но зато наружность — одна изъ типичнѣйшихъ и лучшихъ, дошедшихъ до насъ въ полной неприкосновенности. Это какъ бы огромный не то кубъ, не то четырехугольная башня, въ четыре яруса оконъ. Пять куполовъ высятся надъ нею, а маленькая, гораздо позднѣе пристроенная, колоколенка робко жмется внизу, не достигая ихъ почтенной вышины. . Эта кубическая, повидимому безформенная масса, оживлена тѣыъ, что имѣетъ дробные карнизы и баллюстрады; что она опоясана сверху и снизу по обходу невысокими, плоскими кокошниками; что по срединѣ четырехъ фасовъ, наверху, на выступахъ, поднимаются, будто висятъ на воздухѣ, неболынія воротца-фрон- тончики, покояіціяся на витыхъ колонкахъ; что по нижнимъ частямъ строенія виднѣются колонки коринѳскія, и что, наконецъ, зданіе не обѣлено и прочная кирпичная кладка, иотемнѣвшая отъ времени, придаетъ ему тотъ спокойный, пріятный колоритъ, который присущъ древности и ісотораго никакая краска не замѣнитъ. Къ несчастно, зданіе это не ремонтируется; портикъ его весь въ трещинахъ и уже погнулъ не совсѣмъ прочный желѣзныя связи, его поддер- живаюіція, до невозможности; пройти подъ нимъ, казалось, небезопасно: сту пеньки покосились, потрескались, и въ расщелинахъ плитъ растетъ трава и мохъ. Обозрѣвъ Введенскій монастырь, путники прошли въ сосѣднюю съ нимъ цер ковь Бориса и Глѣба; отъ той церкви, въ которую въ 1570 году царь Іоаннъ пожертвовалъ два колокола, нѣтъ болѣе и слѣда; нынѣшняя церковь — конца
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz