Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.

— 19.) — Двинѣ воды всегда много, но она имѣетъ дурную привычку всѣхъ нашихъ великихъ рѣкъ: разливается чрезвычайно широко и развѣтвляется часто рука­ вами; въ ней тоже попадаются заструги въ аршинъ глубины, мели ея очень подвижны, и, кромѣ грядъ, есть и одиночный; искусство лоцмановъ далеко не всегда предупреждаете крушеніе пароходовъ. Двиясеніе грузовъ по Двинѣ такъ дѣятельно, что въ полной мѣрѣ заслуживаете содѣйствія казны; существ ую- щихъ 453 вехи и 5 бакановъ далеко не достаточно. Двину необходимо рас­ чистить отъ камней въ пятнадцати мѣстахъ; нужно углубить стрежень ея или по­ движными щитами на судахъ, какъ это дѣлается на Рейнѣ, или желѣзными граб­ лями Быкова, дѣйствующимн на Волгѣ; новая обстановка баканами и вехами необходима, и въ этомъ гашслѣ, впрочемъ, и дѣйствуетъ наше Министерство Путей Сообщрчнг. Такъ, оно на Волгѣ достигло того, что лоцмана на этой рѣкѣ становятся нредметомъ роскоши и, пожалуй, уйдутъ въ былое, подобно ямщикамъ старыхъ почтовыхъ трактовъ. Н а Двинѣ лоцманъ, пока что, совер­ шенно необходимъ, а наука здѣшняго лоцмана— практика, и, какъ тутъ выра­ жаются, «тотъ не лоцманъ, кто не топп.іъ судовъ». Двина, по вѣрному замѣчаніго Максимова, не осмыслплась ни въ одной народной пѣснѣ; нѣтъ ей хвалебныхъ, ласкательныхъ эпитетовъ, потому что ужъ слпшкомъ перемѣнчпва, и плыть по ней «не вольготно». Длина ея 614 верстъ, и путникамъ придется ознакомиться съ нею на всемъ протяженіи. Подвижность мелей въ Двинѣ обусловливаете и очень рѣзкія перемѣны въ очертаніяхъ береговъ, въ постоянномъ образованіи и исчезновеніи цѣлыхъ острововъ. Это особенно заиѣтно въ самомъ устьѣ; тамъ, гдѣ были острова и стояли деревни, теперь имѣется глубина, и наоборотъ. Преданіе говорите, что на Кегостровъ, лежаіщй противъ Архангельска, когда-то перебрасывались пзъ города церковные ключи; теперь между ними слпшкомъ двѣ версты водной поверхности. Значеніе Двины въ нашемъ государственномъ хозяііствѣ огромное, но оно будетъ несравненно больше съ проведеніемъ сѣверной желѣзной дороги. Соль- вычегодскъ, къ которому направилось судно, стоите почти у самаго впаденія въ Двину Вычегды, приносящей съ Урала огромное количество воды; кромѣ водьт, оттуда могли бы приходить и суда съ грузомъ, если бы не погпбъ Ека- теринннскіи каналъ. Находясь здѣсь, нельзя не вспомнить объ этомъ зачах- нувшемъ каналѣ. Онъ когда-то соединялъ обѣ Ііельтмы и посредствомъ нихъ иоддерживалъ сообщеніе по Вычегдѣ, Волгѣ и Двннѣ. Въ 1781 году была обра­ зована комиссія по вопросу о соединеніи обѣихъ Кельтмъ; она выработала въ 1785 году проекте Сѣверо-Екатеринпнскаго канала и предполагала затрату въ 400.000 руб. Работы начаты въ 1786, прекращены въ 1788 году, по случаю Шведской и Турецкой войны, и возобновлены въ 1803 году. Въ 1810 году былъ лоднятъ странный вопросъ о томъ: нуженъ ли вообще этотъ начатый каналъ? Хотя во время производства работе онъ потерпѣлъ значи- тельныя повреждения, прорывы, но, тѣмъ не менѣе, въ 1812 году выемка земли была кончена, какъ вдругъ разразилась Отечественная война, которая пріостано- вила дальнѣйшія сооруженія. Никто, однако, не предвидѣлъ тогда, что эта прі-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz