Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.

— 192 неблагопріятнаго вліянія на сельское хозяйство Европейской Россіи; въ то же время она доставить продовольствіе населенно сѣверныхъ губерній, возсоздастъ значеніе архангельскаго порта и будетъ содѣйствовать развитію судоходства по Сѣверной Двинѣ и ея притокамъ, главнымъ артеріямъ мѣстной жизни, а тѣмъ самымъ и обезпечитъ возможность экономическаго подъема всего Сѣвера. То вліяніе, которое лпнія Вятка-Котласъ будетъ пмѣть на понижете стоимости хлѣба въ Сѣверномъ краѣ, видно изъ сопоставления среднихъ цѣнъ на хлѣбъ въ Архангельской и Вятской губерніяхъ. Такъ, за пятилѣтіе 1889 — 1893 гг. средняя цѣна пуда ржи въ разныхъ уѣздахъ Архангельской губерніи была отъ 93 коп. до 1 руб. 38 коп., а въ Вятской губерніи она колебалась только въ предѣлахъ 70 и 77 коп. При такихъ условіяхъ, съ проведеніемъ дороги Вятка-Котласъ, возможно ожидать пониженія цѣнъ въ Архангельскѣ, главномъ распредѣлителѣ хлѣбовъ по краю, на 18,4 коп., что составить для одной только Архангельской губерніп ежегодное сбережете свыше 500.000 руб., считая среднш годовой недостатокъ ея въ хлѣбѣ въ 2.750.000 пуд., какъ онъ опредѣлился по статистическимъ даннымъ для десятилѣтія 1883 — 1892 гг. 'Гакимъ образомъ, линія Вятка-Котласъ является для нашего Сѣвера насущньшъ хлѣбомъ, въ ко­ торомъ Государство не имѣетъ права отказывать своей древней родной странѣ съ исконно-русскимъ населеніемъ. Въ виду этого, не зачѣмъ, казалось бы, от­ кладывать приступа къ сооруженпо намѣченной линіи, тѣмъ болѣе, что, какъ заявилъ Министръ Путей Сообщенія, произведенная по изысканіямъ дороги рекогносцировка дала такія подробный гвѣдѣнія, что никакихъ особенно су- щественныхъ экономнческихъ данныхъ, могущихъ повліять на измѣненіе уста- новленнаго направленія линіи, нельзя ожидать и при повторныхъ изысканіяхъ, которыя должны только послужить къ повѣркѣ технической стороны дѣла, съ цѣлыо удешевленія стоимости дороги, и могутъ быть произведены одновременно съ приступомъ къ ея сооруженію. Обращаясь къ финансовой сторонѣ дѣла, Министръ Финансовъ заявилъ, что, по его разсчетамъ, чистый доходъ дороги можетъ составить отъ 3 до 4°/0 на затраченный капиталъ, н о . что, тѣмъ не менѣе, крайне желательно, прп ироизводствѣ окончательныхъ изысканій, обратить, особое вниманіе на удеше- вленіе постройки проектируемой линіи. Для достиженія этого, слѣдовало бы, по возможности, упростить техническія условія сооруженія этой линіп, сокративъ нѣкоторыя предположенныя работы, преимущественно по постройкѣ желѣзныхъ зданій, по устройству водоснабзкенія, и т. п. Съ тою лее цѣлыо удешевленія дороги и въ виду предстоящаго пересмотра технически хъ условій, было бы полезно ограничить производство строительныхъ работъ по единичнымъ цѣ- намъ, представленнымъ Министромъ Путей Сообщенія, лишь рабочимъ періо- домъ текущаго года, съ тѣмъ, чтобы къ началу 1896 года измѣненныя техни- ческія условія и расцѣночныя вѣдомости были представлены на благоусмотрѣніе комитета сибирской желѣзной дороги. Выслушавъ изложенныя сужденія, Госу­ дарь Императоръ, въ присутствіи комитета сибирской желѣзной дороги и де­ партамента государственной экономіп Государственнаго Совѣта, Высочайше повелѣть соизволилъ: 1) утвердить общее направлена пермь-котласской желѣзной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz