Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.

— 191 — Для разъясненія вопроса о томъ, насколько целесообразно проведете желѣзныхъ дорогъ на сѣверѣ Россіи, т.-е. въ той полосѣ ея, которая лежитъ сѣвернѣе 60° сѣв. шир. (параллель Петербурга), наиболѣе правильно сравнить этотъ край съ сосѣднею областью Имперіи, а именно — съ Финляндіехо, и съ государствами Европы, расположенными въ тѣхъ же широтахъ. Такъ, прихо­ дится желѣзныхъ дорогъ на 1.000 кв. верстъ пространства: въ Финляндіи — 5,64 вер., въ Норвегіи— 3,65 вер., а въ ПГвеціи—'7,7 вер., или на 10.000 жителей: въ Финлящіи— 9,01 вер., въ Норвегіи— 6,99 вер. и въ Швеціи— 18,38 вер. Между тЬмъ, нашъ Сѣверный край, который по своему пространству немногимъ меяѣе Германш, Франціи п Австро-Венгріи, вмѣстѣ взятыхъ, пока еще совершенно не имѣетъ рельсовыхъ путей, а съ проведеніемъ проектируе- мыхъ дорогъ: Вологда-Архангельскъ и Вятка-Котласъ, будетъ имѣть на 1.000 кв. вер. пространства всего только 0,88 вер. желѣзнодорожной линіи, или на 10.000 жителей— 1,8 верстъ. Въ памятный для сѣверныхъ губерній 1868 годъ, въ Бозѣ почивающему Императору Александру I I I , бывшему тогда еще Наслѣдникомъ Престола и ІІредсѣдателемъ комитета, образованнаго для облегченш послѣдствій неурожая въ Сѣверномъ краѣ, благоугодно было выразить убѣжденіе, что для правиль­ н а я развитія этого края необходимо проведение желѣзной дороги между Во­ логдою и Сѣверною Двиною. Послѣ этого вопросъ о сооруженш желѣзной до­ роги на Сѣверъ Россіи неоднократно ставился на очередь; но, несмотря на всѣми признаваемое государственное значеніе подобной дороги, проведете ея по разнымъ причинамъ не получало осуществленія. Только въ прошломъ 1894 году была, наконецъ, разрѣшена постройка рельсовой линіи отъ Вологды до Архангельска. Однако, нельзя не замѣтить, что одна эта дорога далеко не удовлетворить истиннымъ интересамъ Сѣвера. Открывая Сѣверу обширные рынки для сбыта его произведены, эта дорога въ то же время не дастъ ему самаго необходимаго — дешеваго хлѣба. Между тѣмъ, продовольствіе нуждаю­ щегося въ хлѣбѣ Сѣвера можетъ быть вполнѣ обезпечено, если направить сюда шцущіе себѣ выхода избытки дешеваго хлѣба Вятской губерніи и Сибири; наилучшимъ же образомъ достигнуть этого возможно путемъ сооруженія нынѣ проектируемой линіи Вятка-Котласъ. Продовольственное значенір этой дороги тѣмъ болѣе серьезно, что, благодаря ей, пониженіе хлѣбныхъ цѣнъ на Сѣверѣ явится послѣдствіемъ открытія новыхъ рынковъ сбыта для обезцѣненныхъ нынѣ хлѣбовъ Сибири и Вятской губерніи, причемъ интересы земледѣльческихъ мѣстностей Европейской Россіи нисколько отъ этого не пострадаютъ. Само собою разуыѣется, что появленіе сибирскаго хлѣба, хотя бы и въ значитель- ныхъ количествахъ, не можетъ оказать существеннаго вліянія на хлѣбныя дѣны мірового рынка; но нѣтъ сомнѣнія, что оно могло бы произвести угне­ тающее дѣйствіе на дѣны отдѣльныхъ рынковъ Европейской Россіи, а въ томъ числѣ и балтшскихъ портовъ, гдѣ всякое наісопленіе хлѣбныхъ излишковъ вы­ зываете немедленное паденіе цѣнъ. Такимъ образомъ, дорога Вятка-Котласъ, давая выходъ сибирскимъ хлѣбамъ на міровой рынокъ чрезъ архангельскій портъ, обезпечитъ сибирскому земледѣлію возможность широкаго развиты, безъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz