Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.

- 190 - большой скорости ожидается получить дохода 413.000 руб.; такимъ образомъ, общій валовой доходъ линіи ожидается въ 3.500.000 — 4.200.000 рублей; при расходѣ по эксплуатаціи въ 2.425.550, минимальный чистый доходъ составить 1.075.450, или около 2,8°/0 на затраченный капиталъ. При обсуждени этого дѣла, въ соединенномъ нрп'-утствш комитета си­ бирской желѣзной дороги и департамента государственной экономіи Государ­ ственная Совѣта, прежде всего, обращено было вниманіе на то, что проекти­ руемая нынѣ пермь-котласская желѣзная дорога можетъ быть разсматриваема, какъ совокупность двухъ отдѣльныхъ линіи: Пермь-Вятка п Вятка-Котласъ. Что касается первой дороги, то въ соединенномъ присутствіи не было выска­ зано возраженш противъ разрѣшенія приступить къ ея сооружение, въ виду того, что эта линія должна неминуемо войти въ цѣпь жедѣзныхъ дорогъ, пмѣющихъ соединить велпкіи сибирскіи рельсовый путь съ Москвою иди Петербургомъ, по сѣверному направленно, независимо отъ того, въ.пользу котораго изъ на- званныхъ городовъ будетъ разрѣшенъ этотъ вопросъ. Относительно же линіи Вятка-Котласъ нѣкоторыми членами соединеннаго присутствія было выражено сомнѣніе, какъ бы осуществленіе ея не составило препятствія къ проведенію дороги отъ Вятки на западъ, и что не представляется ли необходимымъ, пред­ варительно разрѣшенія приступа къ ея сооруженію, произвести провѣрочныя изысканія. По этому поводу Минпстръ Финансовъ объяснилъ, что наши сѣверныя губерніи: Олонецкая, Архангельская и Вологодская, являются исконными рус­ скими областями, такъ какъ онѣ уже въ X I вѣкѣ составляли часть земель Великаго Новгорода, а въ XV вѣкѣ, съ покореніемъ послѣдняго, вошли въ составъ московскаго государства. Несмотря на это, Правительство, вообще говоря, мало заботилось объ этомъ краѣ. Одинъ только императоръ Петръ I особенно занялся имъ, принимая мѣры къ его развитію. Послѣ же Петра I, все вниманіе Правительства привлекали къ себѣ, главнымъ образомъ, Западъ и Югъ Имперіи. Между тѣмъ, Сѣверный край обладаетъ обширными лѣсами, значитель­ ными и разнообразными минеральными богатствами и многочисленными рыб­ ными ловлями, словомъ имѣетъ всѣ данныя для своего дальнѣйшаго развитія. Единственный недостатокъ края—это малая пригодность его къ земледѣлію и отсюда постоянная нужда въ привозномъ хлѣбѣ. Какъ ни велики указанный выше естественный богатства, край не можетъ населяться и экономически развиваться, такъ какъ, за отсутствіемъ удобныхъ путей сообщенія съ земле- дѣльческими мѣстностями, сбытъ его произведеній и сбмѣнъ ихъ на необходимый ему хлѣбъ затруднителенъ. Слѣдуетъ замѣтить, что производство собственнаго хлѣба вовсе не составляетъ непремѣннаго условія для благосостоянія страны; лучшиыъ подтвержденіемъ этого можетъ служить Англія, которая производитъ хлѣба гораздо менѣе потребнаго ей количества, что отнюдь, одна,ко, не мѣ- шаетъ ея процвѣтанію. Для дальнѣйшаго развитія страны необходимо только, чтобы она была вполнѣ обезпечена правильнымъ подвозомъ хлѣба, а это до­ стигается устройствомъ путей сообщенія.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz