Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.

- 189 - Рѣчь пдетъ о проектировавшейся еще въ 1868 году волго-двинской желѣзноіі дорогѣ и нынѣ получившей, наконецъ, разрѣшеніе въ шідѣ желѣзнодорожнои линіи Пермь - Вятка - Котласъ. Обстоятельство это настолько любопытно, что представляется далеко нелишнимъ привести здѣсь вкратдѣ обсужденіе вопроса о сооружевіи этой линіи, имѣвшее мѣсто въ X X I I I засѣданіи комитета си­ бирской желѣзной дороги. Въ этомъ засѣдапіи, происходивіпемъ 3-го мая 1895 года, была заслушана, какъ извѣстно, записка Министра Путей Сообщенія, о ириступѣ къ соорузкенію желѣзнодорожной линіи Пермь-Вятка-Котласъ. Въ запискѣ этой, между прочимъ, указывалось, что при современныхъ условіяхъ земледѣлія въ Сибири количество свободныхъ избытковъ хлѣба, под- лежащихъ вывозу изъ этой страны, достигаетъ 9— 12 милліоновъ пудовъ. При измѣняющихся же въ настоящее время условіяхъ экономическаго строя края, въ ближайшемъ будуіцемъ, количество ихъ должно сильно возрасти. Появленіе сибпрскихъ хлѣбныхъ грузовъ на рыдкахъ Европейской Россіи пе ыожетъ остаться безъ вліянія на величину продажныхъ цѣнъ на хлѣбъ и, несомнѣнно, окажетъ понижающее дѣйствіе на эти цѣны, къ невыгодѣ какъ хлѣба сябирскаго, такъ и хлѣбовъ Европейской Россіп, уже отправляемыхъ черезъ балтійскіе порты. Подобный, невыгодныя для нашей хлѣбной торговли, послѣдствія будутъ въ значительной мѣрѣ ослаблены проведеніемъ иермь-котласской желѣзной дороги, иосредствомъ которой спбирскій хлѣбъ будетъ имѣть для себя выходъ на міровой рынокъ не черезъ балтійскіе порты, откуда отпускъ за границу хлѣба уже совершается нынѣ въ значительныхъ размѣрахъ, но черезъ такой портъ, гдѣ отпускъ этотъ еще ничтоженъ. Такнмъ портомъ для Сибири, при проведенш указанной желѣзной дороги, сдѣлаетея Архангельскъ, который по своимъ природнымъ удобствамъ и но своему благоустройству находится въ виолнЬ благопріятиыхъ условіяхъ. Сѣверная Двина у гор. Архангельска пред- ставляетъ отличную, спокойную п помѣстптельную гавань, а на всемъ протя- жен!'и отъ Архангельска вверхъ до Котласа рѣка эта достаточно многоводна и способна къ перевозкѣ весьма значптельнаго количества грузовъ. Вмѣстѣ съ тѣмъ, изъ сравнен.я стоимости доставки хлѣба въ Лондонъ черезъ Петербурга и Архангельскъ усматривается, что съ проведеніемъ линіи Пермь-Котласъ, при существующемъ морскомъ фрахтѣ отъ Архангельска до Лондона, доставка хлѣба въ Лондонъ черезъ Архангельскъ будетъ обходиться дешевле, чѣмъ че­ резъ С.-Петербургъ, на V U —2 'U коп. пзъ Тюмени п на З 'Л— 6Ѵз коп. пзъ Барнаула и Семипалатинска. Съ улучшеніемъ зке судоходныхъ условій Сѣверноіі Двины и другихъ рѣкъ и съ понпженіемъ фрахтовъ, указанная разница еще болѣе увеличится въ пользу Архангельска. Стоимость сооружены иермь-котласскон желѣзной дороги опредѣлилась въ 34.807.812 руб. Валовой доходъ собственно отъ перевозки грузовъ малой скорости исчисленъ въ 2.830.000 — 3.780.000 руб. Въ томъ чпслѣ хлѣба на 2— 2,8 мшшона рублей (отъ 15 до 20 милл. пуд.), льна— на 180 — 230 т. р., крупчатки на 40—45 тыс. руб., колеи на 35— 37 тыс. руб., рыбы на 83 тыс. руб. и грузовъ, привозпмыхъ съ воды, на 18 — 25 тыс. руб. Отъ перевозокъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz