Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.

— 176 — Сѣверной Двины, пмѣе-тъ 523 всрсты протяженія и дѣлнтся на двѣ различный одна отъ другой половины: на 267 верстахъ до Тотьмы она глубже, удобнѣе для судоходства; на слѣдующпхъ 25G верстахъ очень порожиста, прпчемъ въ малую воду на нѣкоторыхъ порогахъ, напримЪръ въ «Опокахъ», имѣетъ не болѣе семи вершковъ глубины. Всѣхъ порожистыхъ мѣстъ около 53. По фар­ ватеру много грядъ, переборовъ, одинковъ, а песчаныя мели мѣняются словно по фантазіп по нѣскольку разъ въ навпгаи^о. Въ весеннюю воду по СухонЬ могутъ ходить суда съ осадкой 8 четвертей, но съ начала іюня вода спадаетъ очень быстро, въ особенности послѣ закрытія шлюза «Знаменитый». Обозна­ чать стрежень рѣкп вехами не стоить, потому что онъ впденъ, такъ сказать, на глазъ; шлюзовать рѣігу невозможно, вслѣдстніе ея шнрпны. Надо, слѣдова- тельно, довольствоваться малымъ: заниматься по возможности расчисткой поро- говъ. Суіцествуетъ предположеніе періодпчески совсѣмъ закрывать шлгозъ «Зна­ менитый» п пускать изъ него воду для пропуска судовъ только временно; это дастъ возможность прп очень низкой водѣ съ успѣхомъ расчищать перебори Сухоны и пмѣть въ Кубпнскомъ озерѣ достаточный запасъ воды. Окрестности Сухоны довольно богаты хлѣбомъ; по ней пдетъ много лѣса; судостроеніе сосредоточивается, главнымъ образомъ, между Тотьмою и Шуйскою слободою; по обоимъ берегамъ ея видны строящіяся въ болыномъ колпчествѣ суда, главнымъ образомъ такъ называемые каюки. Остовы ихъ, окруженные щепою, бѣлѣли справа и слѣва иногда такъ высоко надъ водой, что не сооб­ разить: какъ это, по окончаніи работы, спустятъ каюкъ на воду? Лѣса здѣсг. достаточно. До самой Тотьмы п дальше оба берега сплошь покрыты лѣсаміг. Такъ какъ на людей не угодишь, то капитаны пароходовъ называютъ эти цѣн- ные лѣса своими врагами: большія деревья, зачастую подмываемыя водой, то и дѣло падаютъ въ рѣку и нерѣдко ломаютъ у пароходовъ колеса. Съ нпзмеи- ныхъ береговъ глядятъ повалившіяся и готовыя повалиться деревья—эти кан­ дидаты на вражду капитановъ. Петру I, пзслѣдовавшему самолично всѣ сѣверные пути, Сухона была очень хорошо знакома, п память о немъ живетъ здѣсь повсюду. Не­ далеко отъ села Наремы имѣется камень «Пролей кашу», о который толкнулось будто бы судно царя и выплеснуло изъ тарелки его кашу; блпзъ рѣкп ІОрменга, не доѣзжая Устюга, есть деревня, будто, подарен­ ная Петромъ какому-то лоцману. Царь, разсерднвшись, сбросплъ лоц­ мана въ воду; но лоцманъ этотъ, впдя, что судно направляютъ не такъ, какъ бы слѣдовало, плылъ подлѣ и продолжалъ распорязкаться; Петръ I наградплъ его деревней. Въ селахъ Дмитріевомъ и Бобровскомъ есть памят­ ники, свндѣтельствующіе о проѣздѣ Велпкаго Князя Алексѣя Александровича. У деревни Черменино замѣтенъ съ рѣки быощіи изъ скалы ключъ «Васька». Чортъ когда-то ісатилъ къ рѣкѣ камень, чтобы помѣшать судоходству или, какъ тутъ говорятъ, сдѣлать «пакость»; но закричали у тренте пѣтухи,— онъ долженъ былъ оставить работу, не докатпвъ камня, треснулъ по немъ со злости рукою, н съ тЬхъ самыхъ поръ «Васька» бьетъ ключомъ. Къ 41/г часамъ пополудни пароходъ подошелъ къ одному нзъ люднѣйшихъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz