Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.
— 176 — Сѣверной Двины, пмѣе-тъ 523 всрсты протяженія и дѣлнтся на двѣ различный одна отъ другой половины: на 267 верстахъ до Тотьмы она глубже, удобнѣе для судоходства; на слѣдующпхъ 25G верстахъ очень порожиста, прпчемъ въ малую воду на нѣкоторыхъ порогахъ, напримЪръ въ «Опокахъ», имѣетъ не болѣе семи вершковъ глубины. Всѣхъ порожистыхъ мѣстъ около 53. По фар ватеру много грядъ, переборовъ, одинковъ, а песчаныя мели мѣняются словно по фантазіп по нѣскольку разъ въ навпгаи^о. Въ весеннюю воду по СухонЬ могутъ ходить суда съ осадкой 8 четвертей, но съ начала іюня вода спадаетъ очень быстро, въ особенности послѣ закрытія шлюза «Знаменитый». Обозна чать стрежень рѣкп вехами не стоить, потому что онъ впденъ, такъ сказать, на глазъ; шлюзовать рѣігу невозможно, вслѣдстніе ея шнрпны. Надо, слѣдова- тельно, довольствоваться малымъ: заниматься по возможности расчисткой поро- говъ. Суіцествуетъ предположеніе періодпчески совсѣмъ закрывать шлгозъ «Зна менитый» п пускать изъ него воду для пропуска судовъ только временно; это дастъ возможность прп очень низкой водѣ съ успѣхомъ расчищать перебори Сухоны и пмѣть въ Кубпнскомъ озерѣ достаточный запасъ воды. Окрестности Сухоны довольно богаты хлѣбомъ; по ней пдетъ много лѣса; судостроеніе сосредоточивается, главнымъ образомъ, между Тотьмою и Шуйскою слободою; по обоимъ берегамъ ея видны строящіяся въ болыномъ колпчествѣ суда, главнымъ образомъ такъ называемые каюки. Остовы ихъ, окруженные щепою, бѣлѣли справа и слѣва иногда такъ высоко надъ водой, что не сооб разить: какъ это, по окончаніи работы, спустятъ каюкъ на воду? Лѣса здѣсг. достаточно. До самой Тотьмы п дальше оба берега сплошь покрыты лѣсаміг. Такъ какъ на людей не угодишь, то капитаны пароходовъ называютъ эти цѣн- ные лѣса своими врагами: большія деревья, зачастую подмываемыя водой, то и дѣло падаютъ въ рѣку и нерѣдко ломаютъ у пароходовъ колеса. Съ нпзмеи- ныхъ береговъ глядятъ повалившіяся и готовыя повалиться деревья—эти кан дидаты на вражду капитановъ. Петру I, пзслѣдовавшему самолично всѣ сѣверные пути, Сухона была очень хорошо знакома, п память о немъ живетъ здѣсь повсюду. Не далеко отъ села Наремы имѣется камень «Пролей кашу», о который толкнулось будто бы судно царя и выплеснуло изъ тарелки его кашу; блпзъ рѣкп ІОрменга, не доѣзжая Устюга, есть деревня, будто, подарен ная Петромъ какому-то лоцману. Царь, разсерднвшись, сбросплъ лоц мана въ воду; но лоцманъ этотъ, впдя, что судно направляютъ не такъ, какъ бы слѣдовало, плылъ подлѣ и продолжалъ распорязкаться; Петръ I наградплъ его деревней. Въ селахъ Дмитріевомъ и Бобровскомъ есть памят ники, свндѣтельствующіе о проѣздѣ Велпкаго Князя Алексѣя Александровича. У деревни Черменино замѣтенъ съ рѣки быощіи изъ скалы ключъ «Васька». Чортъ когда-то ісатилъ къ рѣкѣ камень, чтобы помѣшать судоходству или, какъ тутъ говорятъ, сдѣлать «пакость»; но закричали у тренте пѣтухи,— онъ долженъ былъ оставить работу, не докатпвъ камня, треснулъ по немъ со злости рукою, н съ тЬхъ самыхъ поръ «Васька» бьетъ ключомъ. Къ 41/г часамъ пополудни пароходъ подошелъ къ одному нзъ люднѣйшихъ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz