Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.

- 159 — духовный центръ; изъ него пошла проповѣдь христіанства въ языческую Перм­ скую землю, во главѣ которой стоялъ знаменитый св. Стефанъ Пермскій. Почти одновременно съ нимъ жилъ и трудился въ Ростовѣ другой видный дѣятель церковный, извѣстный жпзнеописатель святыхъ нашей церкви, Епи- фаній Премудрый. И тотъ и другой воспитывались и учились въ той братской духовной академін, которая существовала здѣсь 500 лѣтъ назадъ подъ име- неыъ «Затвора»; существующей при ней храмъ недавно возобновленъ. Стефанъ Пермскій, сынъ псаломщика,— одна изъ крупнѣйшихъ подвиж- ническихъ личностей нашей церкви, какъ Кириллъ Бѣлозерскій, Нилъ Сор- скій и многіе другіе. Онъ пришелъ въ Ростовъ пѣшкомъ изъ Великаго Устюга, прослышавъ о томъ, что въ тамошнемъ «Затворѣ» «книгы многы быша ту»; это то же самое, что «книжицы» преподобнаго Кирилла: прочная основа даль- нѣйшаго пути для человѣка готоваго подвизаться. «Затворъ» не былъ мертвою схоластическою школою; въ немъ пмѣли мѣсто ученые и богословскіе препи­ рательства и диспуты между учениками. Десять лѣтъ пробылъ Стефанъ въ «Затворѣ» и рѣшился просвѣтить сосѣднюю Пермскую землю. Онъ составилъ зырянскую азбуку, перевелъ на зырянскій языісъ нужныя книги и, въ санѣ іеромонаха, съ охранными грамотами великаго князя, пошелъ на подвигъ. Охранныя грамоты защищали его, однако, мало; на него не разъ нападали, намѣревались убить, свергли съ моста. Безстрашно ходилъ онъ по кумирни- цамъ, и ночыо, и днемъ, и по лѣсу, и по полю, и безъ народа, и предъ наро­ домъ, «обухомъ въ лобъ біяше ндоловъ и сокрушаше имъ носы»; онъ снпмалъ съ главныхъ кумировъ священиыя пелены, «и ихъ безъ вреда пзносилъ отрокъ его Матвѣнка». Пермь была уже присоединена въ то время къ Москвѣ, но это не помогало преподобному. До насъ дошли любопытныя свѣдѣнія о борьбѣ его съ главнымъ волхвомъ Памомъ, говорившимъ своимъ людямъ, что непри­ годно имъ слушать Стефана, потому что «Москва угнетаетъ васъ податями; развѣ отъ Москвы можетъ вамъ быть какое-нибудь добро? Не оттуда ли тіуны и приставники, дани п насильства»? Но преподобнаго все-таки слушали. Памъ думалъ взять обманомъ и предложилъ ему пройти сквозь огонь и воду. З а ­ жжена была хижина, огонь уже пылалъ и трещалъ; Стефанъ двинулся къ огню и сказадъ волхву: «идемъ!» Волхвъ не пошелъ, однако; не рѣшался онъ ныр­ нуть и въ прорубь, чтобы вынырнуть изъ другой, на что былъ готовъ Сте­ фанъ; народъ хотѣлъ предать обманщика волхва смерти и только по настоянію Стефана ограничился изгнаніемъ его въ Сибирь. «Читая житія святыхъ, составленный другпмъ ученикомъ «Затвора», Епн- фаніемъ Премудрыыъ,—говорить извѣстный изслѣдователь Барсовъ,— мы при- сутствуемъ при двухъ основныхъ процессахъ нашей исторіи: мы встрѣчаемся лпцомъ къ лицу съ древнерусскпмъ человѣкомъ, который, неустанно двигаясь съ крестомъ, топоромъ, съ сохой, въ зипунѣ и монастырской рясѣ, дѣлалъ одно немалое дѣло—расчищалъ мѣсто для исторіи отъ береговъ Днѣпра до Сѣвер- наго океана и въ то же время, несмотря на такую растяжимость, умѣлъ со­ брать силы на созданіе государства, сдержавшаго вторженіе съ востока и про­ паганду съ запада».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz