Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.

— 152 - стѣнопіісп, произведенной въ 1074 году, о чемъ свпдѣтельствуетъ надпись, начертанная крупною вязыо и опоясывающая трп стѣны собора. Живопись покрываешь сплошь всѣ стѣны, своды, алтарныя части п далее дверные п окон­ ные откосы. Это цѣлый міръ изображен , едва ли не пзъ самыхъ обильныхъ, ішѣющихся на Русскоіі Землѣ. Н а южной п сѣвернои стѣнахъ олицетвореніе семи вселенскихъ соборовъ, на западноіі— страшный судъ, на столбахъ—муче­ ники, въ алтарѣ—учрежденіе тапнетвъ ирпчащенія п отцы православной церкви, храмъ ожіівленъ, одухотворенъ ими. Къ несчастно, стѣнонпсь дошла до насъ не такою, какъ она была писана при шітрополптѣ Іонѣ Сысоевпчѣ, потому что въ 1825 году отчасти подно­ влена прп архіеішскопѣ Авраамѣ, о странной деятельности котораго упоминалось при оппсанііі Толгскаго монастыря. Общая планировка собора, его размѣры, темень времени, положенная въ купола съ пхъ оконцами,—все это очень близко напоминаешь московскііі Успешней. Отсюда, отъ собора, двинулась рать Пожар- скаго на освобожденіе Москвы. Соборъ стоишь въ центрѣ «Рубленаго» города, древняго города; по выраженію Несторовой лѣтоппси, у пасъ не строили, а «рубили города». Въ Ярославлѣ сохранился очень оригинальный, невидимый слѣдъ этого рубленаго города, о которомъ нѣтъ болѣе п помину: это крестные ходы съ иконою Владимірской Божіей Матери, которые совершаются, будто бы, какъ разъ по тому пути, гдѣ стояли нѣкогда давно позабытыя деревянныя стѣны тогда еще небольшого Ярославля. Въ тѣ дни, во дни Ярославовы, люди обходили въ дѣйствптельностп существовавши! городъ; теперь обходятъ они не существующей, но невидимо прнсущіи прпзракъ его. Можетъ быть, остатки оврага, называемаго «Мсдвѣдпцей», наііоминаютъ о томъ времени, когда Яро- славъ, убивъ на охотѣ медвѣдицу сѣкнрой, велѣлъ срубить на этомъ полюбив­ шемся ему мѣстѣ городъ. Медвѣдь и сЬкпра въ гербѣ ярославскомъ напоми- наютъ объ этомъ нолумиѳнческомъ событін. Нельзя не замѣтить, если судить по колоссальному деревянному гробу, или, правнльнѣе, колодѣ, въ которой обрѣтены мощи князя Оеодора Чернаго, хранящейся въ Спасо-Преображен- скомъ ыонастырѣ, что люди мннувшпхъ дней были не въ примѣръ крупнѣе намъ соврсменныхъ и смѣ.то могли ходить на медвѣдя одинъ-на-одинъ. Главная святыня Ярославля вслѣдъ за соборомъ, безспорно, архіерейскій домъ, бывшій Спасо-Преобралсенскій монастырь. Это—толсе своего рода Кремль, обнесенный могучими стѣнамп; въ нихъ, какъ въ каменномъ кольцѣ, заклю­ чены пять каменныхъ церквей; до упраздненія монастыря, до обращены его въ архіерейскін домъ, въ 1 7 8 8 году ихъ было семь. До этого года владыки ярославскіе жили въ Гостовѣ, а монастырь существовалъ самъ по себѣ, былъ богатъ, людень п пмѣлъ славное, долгое прошедшее. Онъ основанъ въ 1 2 1 6 г. велгікимъ княземъ Константиномъ Всеволодовичемъ; въ 1 4 6 3 году, при Іоаннѣ I I I , открыты нетлѣнныя мощи князей Ѳедора, Давида и Константина, неизвѣстно почему остававшіяся въ склепѣ подъ церковью болѣе столѣтія непо­ гребенными. Когда рѣшено было предать ихъ землѣ, началось отпѣваніе, отъ княжескихъ тѣлъ пошли чудеса, ясно стало нетлѣніе ихъ, и они признаны святыми и покоятся въ храмѣ, носящемъ ихъ имя. Этотъ лее храмъ служилъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz