Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.

— 146 — лозерскаго монастыря н будучи одержішъ бол£зныо въ ногахъ, посѣтилъ Толг- скій монастырь, гдѣ получилѵ исцѣленіе; въ 1609 году монастырь разграбленъ литовцами и русскими пзмѣнниками, и 46 иноковъ и послушниковъ перебито. Въ 1681 году патріархъ Никонъ, возвращаясь пзъ заточенія, застигнутый предсмертнымъ изнеможеніемъ, присталъ у монастыря п причащался; тутъ про­ изошла трогательная встрѣча его, умираюіцаго, и сосланнаго сюда же архиман­ дрита ярославскаго Снасскаго монастыря Серия, когда-то судившаго натріарха п болѣе другихъ досаждавшаго ему. «Братъ Сергіе!— сказалъ ему умирающііі ІІиконъ,—возстани, сотворимъ прощеніе», и старцы помирились. Въ 1683 году монастырь посѣтплъ царь Ѳедоръ Алексѣевичъ; въ 1763— императрица Екате­ рина II; въ 1863—покойный цесаревичъ Николай Александровичъ. Соборный храмъ Введенш, о пяти зеленыхъ главахъ на розовыхъ шей- кахъ, и при немъ отдѣльная колокольня, построенъ въ самомъ концѣ X V II вѣка; кромѣ него, въ монастырѣ есть еще три церкви. Главная святыня — икона Божіей Матерп, просіявшая надъ Волгой; она писана древнимъ греческимъ письмомъ на доскѣ и убрана жемчужною и алмазною ризою. Икона эта совер- шаетъ ежегодно четыре крестные хода. Иконостасъ изобплуетъ золочеными витыми столбами съ виноградными гроздьями; всѣ стѣны покрыты фресками, голубой фонъ которыхъ бросается въ глаза; въ куиолѣ—громадный Деисугъ. Въ орнаментику наружныхъ стѣнъ входятъ, какъ сказано было, мѣстами цвѣтные изразцы. Зданія монастырокія очень велики. Ограда, въ 550 саженъ длины, нмѣетъ девять аріпинъ вышины и три толщины п снабжена девятью башнями. Она опоясываетъ монастырь какъ бы широкою, бѣлою тесьмою, пзъ-за которой рѣзко выдѣляется темная зелень вѣковыхъ спбнрскпхъ кедровъ, раз- стилающихъ горизонтально свои длинныя, отѣненныя мягкими иглами, вѣтви. Когда построена стѣна, когда посажены кедры,—неизвѣстно. Монастырь имѣлъ пгумновъ и архимандритовъ съ 1392 года—58; сколько было ихъ до того вре­ мени,—также неизвѣстно. Съ 1834 по 1844 годъ завѣдывалъ имъ жительство- вавшій на покоѣ преосвященный Авраамъ, управлявшій до того ярославскою каѳедрою съ 1824 года п отличавшійся особеннымъ рвеніемъ въ ломкѣ и пере­ стройке древнихъ церквей. Много сокрушено было за его время безцѣнныхъ памятниковъ одной изъ старѣйшихъ епархій русскихъ; для новыхъ построекъ создавалъ Авраамъ свои планы, и зданія эти извѣстны подъ именемъ «авраа- мовскихъ построекъ». Съ какимъ-то особеннымъ рвеніемъ преслѣдовалъ онъ колокольни; такъ поступлено съ колокольнями ярославскаго каѳедральнаго собора и толгскою монастырскою; рисунокъ послѣдней, 1806 года, сохранился: она была красива и типична; нынѣшняя, авраамовская, безхарактерна. Толгскіи монастырь пестритъ архитектурною деятельностью Авраама; случайно уцѣлѣлъ и красивъ въ своей простотѣ придѣлъ св. Оедора, Давида и Константина. Отъ Толгскаго монастыря до Ярославля очень близко. Когда подъѣзжаешь къ «волжскому красавцу», Ярославлю, съ этой стороны и начинаешь отличать одну за другой его многочисленныя церкви, включительно до самой отдаленной,— до собора, съ его золотыми маковками. Пароходъ движется вдоль старой сосновой рощи праваго берега; это—не лишенная историческаго значенія для русскаго

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz