Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.

— 144 - XIV вѣкѣ, вмѣстѣ съ имепемъ князя Романа Владпміровпча; Борисоглѣбскъ, лелеащій напротпвъ—не ран be XV. Оба они сдѣланы были уѣздньши городами въ 1777 году, а слиты въ одинъ въ 1822. ІІа каждой изъ сторонъ Волги кустится зелень садовъ, впднѣются церкви и строев і, тѣснящіяся вдоль кручи саыаго берега. Какъ декорація, это одна изъ самыхъ законченных^., съ пер­ выми и вторыми планами и дальними перспективами извивающейся и ухо­ дящей въ даль Волги. За Романовымъ-Борпсоглѣбскомъ живописность береговъ и пхъ населен­ ность остаются тЬ лее самыя. Не доѣзжая восьми верстъ до Ярославля, на правоыъ берегу раскинулась знаменитая Порская мануфактура бумажныхъ н льняныхъ издѣліи, принадлежащая товариществу, главными пайщиками кото- раго состоятъ гг. Хлудовъ и Прохоровы. Она открыта въ 1860 году, пмѣетъ до 1.800 рабочихъ и двухмиллюнный годовой оборотъ. Ленъ, кудель н льняные очески прюбрѣтаются пзъ ближапшпхъ губерній, а хлоиокъ идетъ сюда изъ Америки и Египта. Фабрика вырабатываешь пряжи бумажной и льняной по 75.000 пудовъ каждой. Посѣщеніе этой фабрики въ маршрута не входило, и она, будто декорація, оживленная людьми, быстро пронеслась передъ путниками. Почти-что наискось фабрики, на лѣвомъ берегу Волги, какъ прямая про­ тивоположность движенію и шуму мануфактуры, замкнувшись въ белокаменную ограду свою, изъ-за которой впднѣется темная зелень кедровъ, выступаешь Толгскпі монастырь, получившій имя свое отъ протекающей тутъ рѣчки Тол- гоболки. Зеленые и синіе леестяные купола, бѣлпзна ограды въ бойнііцахъ, розовая окраска одного изъ монастырскихъ храмовъ, мѣстамп пзразцовыя укра­ шенья стѣнъ— производишь впечатлѣніе очень пестрое, отчасти сглаживающееся темною, задумчивою зеленью кедровъ, высящихся изъ-за стѣнъ. Монастырь основанъ въ 1314 году, при Ярославскомъ князѣ Давидѣ ОедоровичЬ Святомъ, на мѣстѣ явленія иконы Божіей Матери святителю. Трифону. Явлешс это очень замѣчатёльно. Святитель возвращался изъ обозрѣнія своей паствы п велѣлъ своимъ спутникамъ, слугамъ и сторожамъ раскинуть къ ночи на пустын- номъ тогда мѣстЬ шатеръ. Когда всѣ спали, и священники, и клирики, ему сопутствовавшіе, святитель, проснувшись въ полночь, замѣтилъ, что шатеръ его озаренъ свѣтомъ, шедшпмъ снарулси. Онъ вышелъ пзъ шатра и увпдѣлъ всю необъятную страну за Волгой, поросшую въ тѣ дни дремучпмъ боромъ, оза­ ренною свѣтомъ, а черезъ Волгу перекинулся будто-бы свѣтовой моста. Свя­ титель, никого не разбудивъ и взявъ жезлъ свой, спустился къ рѣкѣ и пошелъ по этому мосту, чувствуя его подъ ногами, и онъ увпдѣлъ тамъ, гдѣ сіяніо было сильнѣйшимъ, икону Богоматери. Помолившись пконѣ, онъ по тому лее мосту вернулся обратно, нашелъ всѣхъ спящими, какъ прелсде, и самъ уенулъ. Н а утро пришло время собираться въ путь, но святитель, шествуя иочыо къ впдѣнію, забылъ на томъ берегу свой жезлъ. Посланные за нимъ, по его ука­ занно, слуги переплыли рѣку въ лодкѣ и действительно нашли посохъ, а подлѣ мелсду деревьями и икону. Къ полудню того лее дня была улее отстроена на берегу церковь и икона внесена въ нее. Это начало монастыря. Въ 1553 году царь Іоаннъ Васильевпчъ, возвращаясь изъ Кирилло-БѢ-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz