Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.

- 139 - ловѣческую. Да и какъ было не побѣдпть ей, когда подлѣ Шексны залпвныхъ луговъ много, и лошадь обходилась дешевле человѣка. Всѣ харчевни по пути захватили въ своп руки череповцы; они богатѣли, благодаря порогамъ и за- ливныыъ лугамъ; они пошли бы и дальше Коленца, но тамъ уже встрѣтили бы ихъ кирилловцы, да и рыбинскіе не теряли времени: они тоже колони­ зовали Шексну. Съ 1843 года учреждено первое пароходное «Общество по ВолгЬ»; машины, привезенныя изъ Голландіи, собирались въ Рыбинскѣ. Съ 1854 года устроено кабестапное пароходство, и первымъ былъ пароходъ «Опытъ»; кабе­ станы, маленькіе пароходпкп которыхъ завозили впередъ якори, исчезли, какъ неподходящая болѣе форма; исчезли и предшествовавшія иыъ коноводки, пыѣвшія по 300— 400 лошадей. Нынѣ умершііг Н. Журавлевъ пмѣлъ 4 коно­ водки и саыъ принялся за постройку сначала кабестаиовъ,—машины дѣлалпсь на Выксунскихъ заводахъ,— а потомъ и буксирныхъ; съ 1862 года сосредото- чилъ онъ постройку пароходовъ въ Рыбинскѣ, какъ буксирныхъ, такъ и пасса- жирскпхъ, и въ 1879 году выпустилъ первую наливную шхуну «Шексна», для перевоза нефти изъ Баку; иностранцы напрасно утверждали въ журналѣ «Economist», что наливныя шхуны—ихъ изобрѣтеніе. Съ развитіемъ работы паромъ прошло время исключительности конной тяги и ужасовъ сибирской язвы, цвѣтущее время мѣстныхъ коноводовъ, но Рыбинскъ не бѣднѣетъ. Въ немъ строятъ до 1.000 судовъ, въ немъ идетъ валовая перегрузка на желѣзную дорогу или на суда меныпихъ размѣровъ. Преобладающее значеніе Шексны и важность для города перегрузки видны ясно изъ слѣдующей таблички. Въ Рыбинскъ прибыло хлѣбныхъ грузовъ: Годъ. Пудовъ. въ 1886 ....................................................................98.975,800 . » 1887 ....................................................................89.675,200 » 1888 . . ■........................................................77.694,800 з> 1889 ................................................................ ....58.412,200 » 1890 ....................................................................62.330,000 » 1 8 9 1 ....................................................................33.444,700 з> 1892 ....................................................................10.605,900 Изъ этихъ цифръ усматривается, что въ 1892 году хлѣбныхъ грузовъ прибыло въ Рыбинскъ почти въ десять разъ меньше, чѣмъ въ 1886 году. Упадокъ хлѣбной торговли на Волгѣ явился отражешемъ остраго экономическаго кризиса въ Приволжьп. Неблагопріятное вліяніг на торговлю оказали также: неурожаи въ Приволожьп въ 1888, 1889 и 1891 годахъ и конкуренція желѣзныхъ до- рогъ, прилегающихъ къ низовому Поволжью, поншкавшихъ сильно провозныя платы на хлѣбъ. Отъ каждой перегружаемой четверти Рыбинскъ получаетъ свой доходъ; при- носятъ ему доходъ и зпмующіе грузы. Для показанія широты оборотовъ рынка достаточно сказать, что въ среднемъ ежегодно сюда прибываетъ болѣе полумил- ліона пустыхъ мѣшковъ и столько же рогожъ и кулей. Наполните ихъ хлѣбомъ и прибавьте къ тому что привезено въ мѣшкахъ и куляхъ, и получите ясное

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz