Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.
— 137 — 18.935.000 пуд., а по Маріинской системѣ 45.234.000 пуд.; процентное отно- шеше 29°/о п 71°/о. Съ проведеніемъ въ 1870 году Рыбпнско-Бологовской лселѣзной дороги движеніе грузовъ по Маріинскому водному пути не только не сократилось, но напротивъ продолжало увеличиваться. Отправлено: ІІо ШексігЬ. По Рыб.-Бол. ж. д. Б ъ 1873— 1879 гг........................ 237.272.874 п. 175.523.141 п. » 1880—1889 » . . 396.590.003 » 235.928.594 s Такпмъ образомъ Маршнскіи водным путь всегда успѣшно конкурировалъ съ желѣзнодоролснымъ. Это преобладающее значеше Маріинской системы вы яснилось не сразу; не сразу занялъ п Рыбпнскъ то положение, которое зани- маетъ теперь. 17-го апрѣля 1890 года послѣдовало Высочайшее соизволеніе на коренное переустройство Ыаріинской системы іі на отпускъ 12 lh милл. рублей на про изводство работъ. Работы по переустройству системы продолжаются до на- стояіцаго времени. Соотвѣтственно колебаиію раз.шчныхъ порядковъ водяного пути, тЬ или другія мѣстности Ыаріинской системы поочередно обмирали пли оживали. Тогда какъ на Вышневолоцкой и Тихвинской системахъ не появи лось, за долгіі годы, ни одного судна новой системы, на первой ходятъ все тѣ же барки, на второй— тѣ же тихвинки и соминки, Ыаріинская система то и дѣло примѣняла новое. «Водяная команда» ея слѣдовала пзмѣнЕнлфгь сис темы, на которой чистили фарватеръ, вводили пароходство, ускоряли ходъ судовъ, увеличивали ихъ вмѣстимость. Теперь даже трудно представить еебѣ то время, когда, словно черепахи, ползли расшивы и тянули ихъ бурлаки. До ирорытія Бѣлозерскаго канала, большинство волжскнхъ грузовъ шло по Вышне волоцкой системѣ; главными двигателями являлись тогда бѣлозерцы и крохинцы; пмъ однимъ принадлежали лодки-бѣлозерки, единственный флотъ Вѣлаго озера, числомъ до 400 лодокъ. Они поднимались до Вытегры пли Вознесенья, разгру жались и возвращались назадъ за вторымъ и третышъ грузомъ. Бѣлозерцы и крохинцы были монополистами по озеру и ІПекснЬ; они лее слулсилп лоцма нами, шкиперами п кореннцмп; они одни строили суда въ то время, когда постройка одной бѣлозерки стоила двадцати унжаковъ; богатство приливало къ нимъ. Но судьбы переменчивы. Съ прорытЬмъ Бѣлозерскаго канала, въ 1846 г., прежде всего палъ Крохпнъ; тамъ теперь почти ничего болѣе не строятъ, а въ лоцманахъ и шкииерахъ надобности не встрѣчаютъ. Бѣлозерскъ подцерлш- вается только тѣмъ, что въ пемъ лшвугь лѣтомъ путинные рабочіе и про- ѣдаютъ свои заработки. Судьбы Крохина и Бѣлозерска—судьбы временно вознн- кающихъ торгово-промышленныхъ центровъ. Ихъ счастье перехватили Чере- иовецъ II Рыбинскъ; Рыбпнскъ самъ завелъ тихвинки, межеумки, унжаки; послѣднія вытѣснилп всѣ дорогія суда, такъ какъ они перелшваютъ только одну воду и идутъ потомъ на дрова. Потянулись изъ Рыбинска разнообразный суда не въ одиночку, а караванами. Для этого нулена была лошадь, и съ пятп- десятыхъ годовъ, по исиравленіи бечевниковъ, лошадиная сила иобѣдила че-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz