Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.

— 137 — 18.935.000 пуд., а по Маріинской системѣ 45.234.000 пуд.; процентное отно- шеше 29°/о п 71°/о. Съ проведеніемъ въ 1870 году Рыбпнско-Бологовской лселѣзной дороги движеніе грузовъ по Маріинскому водному пути не только не сократилось, но напротивъ продолжало увеличиваться. Отправлено: ІІо ШексігЬ. По Рыб.-Бол. ж. д. Б ъ 1873— 1879 гг........................ 237.272.874 п. 175.523.141 п. » 1880—1889 » . . 396.590.003 » 235.928.594 s Такпмъ образомъ Маршнскіи водным путь всегда успѣшно конкурировалъ съ желѣзнодоролснымъ. Это преобладающее значеше Маріинской системы вы­ яснилось не сразу; не сразу занялъ п Рыбпнскъ то положение, которое зани- маетъ теперь. 17-го апрѣля 1890 года послѣдовало Высочайшее соизволеніе на коренное переустройство Ыаріинской системы іі на отпускъ 12 lh милл. рублей на про­ изводство работъ. Работы по переустройству системы продолжаются до на- стояіцаго времени. Соотвѣтственно колебаиію раз.шчныхъ порядковъ водяного пути, тЬ или другія мѣстности Ыаріинской системы поочередно обмирали пли оживали. Тогда какъ на Вышневолоцкой и Тихвинской системахъ не появи­ лось, за долгіі годы, ни одного судна новой системы, на первой ходятъ все тѣ же барки, на второй— тѣ же тихвинки и соминки, Ыаріинская система то и дѣло примѣняла новое. «Водяная команда» ея слѣдовала пзмѣнЕнлфгь сис­ темы, на которой чистили фарватеръ, вводили пароходство, ускоряли ходъ судовъ, увеличивали ихъ вмѣстимость. Теперь даже трудно представить еебѣ то время, когда, словно черепахи, ползли расшивы и тянули ихъ бурлаки. До ирорытія Бѣлозерскаго канала, большинство волжскнхъ грузовъ шло по Вышне­ волоцкой системѣ; главными двигателями являлись тогда бѣлозерцы и крохинцы; пмъ однимъ принадлежали лодки-бѣлозерки, единственный флотъ Вѣлаго озера, числомъ до 400 лодокъ. Они поднимались до Вытегры пли Вознесенья, разгру­ жались и возвращались назадъ за вторымъ и третышъ грузомъ. Бѣлозерцы и крохинцы были монополистами по озеру и ІПекснЬ; они лее слулсилп лоцма­ нами, шкиперами п кореннцмп; они одни строили суда въ то время, когда постройка одной бѣлозерки стоила двадцати унжаковъ; богатство приливало къ нимъ. Но судьбы переменчивы. Съ прорытЬмъ Бѣлозерскаго канала, въ 1846 г., прежде всего палъ Крохпнъ; тамъ теперь почти ничего болѣе не строятъ, а въ лоцманахъ и шкииерахъ надобности не встрѣчаютъ. Бѣлозерскъ подцерлш- вается только тѣмъ, что въ пемъ лшвугь лѣтомъ путинные рабочіе и про- ѣдаютъ свои заработки. Судьбы Крохина и Бѣлозерска—судьбы временно вознн- кающихъ торгово-промышленныхъ центровъ. Ихъ счастье перехватили Чере- иовецъ II Рыбинскъ; Рыбпнскъ самъ завелъ тихвинки, межеумки, унжаки; послѣднія вытѣснилп всѣ дорогія суда, такъ какъ они перелшваютъ только одну воду и идутъ потомъ на дрова. Потянулись изъ Рыбинска разнообразный суда не въ одиночку, а караванами. Для этого нулена была лошадь, и съ пятп- десятыхъ годовъ, по исиравленіи бечевниковъ, лошадиная сила иобѣдила че-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz