Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.

— 122 - Впдъ на городъ, при въѣздѣ въ него отъ Демянска, очень красивъ: предъ взоромъ путннковъ широко разстилалось Валдайское озеро н на одномъ пзъ остро- вовъ его, въ густой зелени, виднѣлся Иверскій монастырь; ыѣстность кругомъ безусловно гориста, и оттѣняющія одна другую горы убѣгаютъ вдаль во всѣ стороны. Гора значится и въ гербЬ Валдая. Названіе Валдай, въ старину Волдай, Волю-дай, упоминаемое впервые въ новгородскпхъ лѣтописяхъ въ 1495 г. «Валдайское Селище», означаешь, по- объясненио ыѣстныхъ псториковъ, отнюдь не какое-нибудь отношеніе къ воль- ностямъ Новгорода и его вѣчу, а болѣе скромное, непритязательное своеобраз­ ное начало города. Тутъ, мимо озера, шелъ когда-то большой скотопрогонный трактъ, которымъ двигались къ людному Новгороду гурты изъ нашихъ нынѣш- ннхъ нпзовыхъ губерніп; здѣсь на вѣчно спорной границѣ Новгородскпхъ вѣ- чевыхъ и Тверскихъ князкескихъ владѣній стояло, вѣроятно, нѣчто въ родѣ таможни, невдали отъ нынѣшняго Язкелбпцкаго яма, на берегу озера, и отве­ дены были для пастьбы скота луга. Скоту, пущенному на пастьбу, и давали волю. Другіе говорятъ, что таможня взимала не деньгами, а волами: «вола, дай». Есть мнѣніе, производящее имя города отъ финскаго языческаго бога Валды. Повидимому, раньше XYI вѣка слово Валдай не встрѣчается; напра­ вляясь къ Новгороду, Іоаннъ IY выжегъ село до основанія, вмѣстѣ съ другими новгородскими селеніями; въ 1611 г. разорили его войска Де-ла-Гардн. При ц а р ѣ ' Алексѣѣ Михапловичѣ здѣсь были поселены плѣнные поляки, по присое- дпненіп Смоленска—бѣлоруссы, при ПетрЬ I— часть стрѣлецкаго войска. Въ это время село было уже довольно людно и богато. Когда, при Алексѣѣ Ми- хайловичѣ, патріархъ Никонъ задумалъ и создалъ на блпзлежащемъ озерѣ пзвѣстный монастырь, то къ обители приписана была, между прочпмъ, н Под- озерная слобода, илп Валдай; патріархъ повелѣлъ именовать озеро Валдайское— Святымъ, село Валдай— Богородичныыъ, а самый монастырь—Святоезерскимъ. Село Богородичное, Валдай тозкъ, состояло подъ управленіемъ монастырскаго' приказа съ 1764 года п прп всесющемъ отобранш крестьянъ отъ монастырей поступило въ вѣдѣніе коллегіп экономіи, а въ 1770 сдѣлано городомъ. Съ цѣлыо возможно болынаго заселенія края, въ числѣ льготъ, дарованныхъ жителямъ указсмъ 2-го апрѣля 1772 года, значится освобожденіе отъ постоя и повелѣно' было всѣ расходы на учрежденіе городскихъ и уѣздныхъ присутственныхъ мЬстъ производить изъ казны, что подтверждено въ 1836 году и на полицію назна­ чено тогда же по 200 руб. ежегодно. Проведеніе Московскаго шоссе оживило и обогатило городъ; проведеніе Николаевской желѣзной дороги, проходящей в ъ 38 верстахъ, сразу остановило его процвѣтаніе. Существуешь преданіе о происхожденіи знаменнтыхъ валдайскпхъ кодо- кольчиковъ, пользующихся всероссіискою извѣстностыо. Говорятъ, будто царь Иванъ, снявъ въ Новгородѣ вѣчевой колоколъ, велѣлъ нести или везти его въ Москву. Государева рать дошла до Валдая, и тяжесть ли колокола, трудность -ли пути пли просто желаніе царево, но колоколъ былъ разбитъ. Ушло царское войско, а обломки колокола остались лезкать; изъ этихъ мелкихъ обломковъ, не- вѣдомою сплою, образовались маленькіе колокольчики. По другому преданію,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz