Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.
- 98 — и Пскова, по пепелищу древнѣігшпхъ славянскихъ народностей, мимо Рюри ковой крѣпости, Ольгиныхъ погостовъ и Синр.усова кургана, гдѣ жила весь и ыеря; въ 1885 году посѣіцены тѣ страны, гдѣ жила чудь н финны,— страды, которыя назывались въ Новгородѣ и на Москвѣ «Заволочьеыъ». Въ этнхъ ыѣстахъ сндѣли и правили вполне самостоятельно новгородскіе и враждовавшіе съ ними мѣстные двинскіе бояре; тутъ не было никогда крѣпостного права, зато безсовѣстно хозяйничала новгородская вольница, ушкуйники, эти Василіи Буслаевы нашей народной пѣсни, «не вѣрившіе ни въ сонъ, ни въ чохъ». Н а судьбахъ Заволочья яснѣе чѣмъ гдѣ-нибудь видно, съ какимъ умѣньемъ, съ какою последовательностью Москва, собирательница Земли Русской, сумѣла наконецъ оттѣснить могущественное новгородское вліяніе и сѣсть на мѣсто Новгорода сама. Въ титулахъ Русскаго Царя значатся имена земель Обдорской, Угорской и Кандійской. ІІутешествіе коснулось если не самыхъ земель, составляющихъ въ настоящее время не болѣе, какъ три стана съ тремя становыми, то прошло вдоль и подлѣ тѣхъ пунктовъ, гдѣ купцы этихъ исчезнувшпхъ странъ, со своими соболями п серебромъ, кречетами и желѣзомъ, какъ напримѣръ въ Лампожнѣ, сходились съ купцами новгородскими. Путь пролегалъ по древней Біарміи, по тѣмъ именно мѣстамъ въ сосѣдствѣ нынѣшней Пермской земли, гдѣ, по Геродоту, жили таинственные гипербореи, гдѣ и Тацитъ, и нашъ Несторъ, и византійскіе и норвежскіе источники гласятъ о таинственныхъ чародѣяхъ и хранителяхъ кладовъ. Хвастливые новгородцы говорили, что они бывали дальше: они видѣли рай земной! Если въ 1884 году путешественники видѣли Маріинскую систему съ Шексной, Ковжей и Вытегрой, то въ 1885 году имъ удалось видѣть не менѣе любопытное—часть Волги и все теченіе Сухоны и Сѣверной Двины, изъ ко торыхъ послѣдняя, какъ рѣка государственнаго, а не только мѣстнаго значенія, въ недалекомъ будущемъ, съ проведеніемъ желѣзнодорожной линіи, будетъ играть несравненно большую роль, чѣмъ прежде, и оживитъ весь дремлющій Сѣверъ. Путь коснулся такихъ важныхъ центровъ древняго зодчества, какъ Яро славль и Ростовъ Великій, изъ «Затвора» котораго вышла и завершилась де ятельность просвѣтителя Пермской земли, Стефана Пермскаго, создателя зы рянской азбуки, сумѣвшаго побѣдить волхва Пама и ходившаго по языческимъ весямъ, «об.ухомъ въ лобъ біяше идоловъ и сокрушаше имъ носы». Въ этомъ лее Ростовѣ составлялъ свои духовныя, мелодичныя пѣсни святитель Димитрій, отошедшііі въ вѣчность, ставъ на молитву и «согрѣвшпсь сердцемъ», при слу- шаніи хора пѣвчихъ, исполнявшихъ эти пѣсни. Здѣсь лее выработался глав- нымъ образомъ нашъ родной самостоятельный архитектурный стиль, известный подъ пменемъ московскаго, или, если хотите, суздальскаго. За день до прибытія въ Холмогоры путники посѣтили обитель Сійскую, где томился долгіе годы преследуемый Годуновымъ Филаретъ Никитичъ, впо- слѣдствіи патріархъ московскій, отецъ славнаго царя Михаила Ѳеодоровича, безъ сомнѣнія одна изъ самыхъ выдающихся личностей нашей исторіи; до за- точенія, говорить Костомаровъ, былъ онъ самымъ виднымъ щеголемъ въ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz