Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.

— 85 — Въ Вознесеньѣ пожарная часть въ прекрасноыъ порядкѣ. Хорошее устрой­ ство рѣчной пожарной части въ такомъ важномъ промышленномъ пунктѣ, гдѣ иаузятъ сотни судовъ и до полусотня буксировъ, прп небрежности присущей русскому человѣку вообще п пестротѣ нроплывающаго народа въ частности,— вопросъ большой важности. Когда была произведена пожарная тревога, по дан­ ному свистку путейскій пароходъ, находящейся всегда подъ парами, двинулся по указанному направленно, буксируя паровую машину. Въ водѣ недостатка не было, и машина, выбрасывающая до шестисотъ ведеръ въ минуту, и брандспойтъ парохода, ее подтянувшаго, не замедлили окатить огромными массами воды одну изъ барокъ, крытую деревянною кровлею. Брандспойтъ путейскаго парохода «Ледоколъ» выбрасывалъ до тысячи ведеръ въ минуту. Понятно, что во-вреыя захваченному огню трудно распространиться. Значительною помощью являются имѣющіеся налицо въ достаточномъ количествѣ казенные войлоки, очень при- личныхъ размѣровъ, назначенные для покрышки судовъ въ защиту отъ искръ. Оттаскиваніе загорѣвшагося судна не всегда можетъ удаться, вслѣдствіе за- громожденія и цѣлой сЬти якорныхъ канатовъ и причаловъ сосѣднпхъ судовъ; кромѣ того, именно канаты сгораютъ быстро, и напоръ судовъ, лишенныхъ яко­ рей, на другія, ниже стоящія, при быстромъ теченіи Свири, можетъ причинить не меньшую бѣду, чѣмъ пламя; остается потопить судно, къ чему и прибѣгаютъ. Къ счастью, благодаря, конечно, предупредительнымъ мѣрамъ, въ Вознесеньѣ крупныхъ случаевъ пожаровъ не бывало, а только-что упомянутая пожарная тревога была не только картинна. но и показала воочно силу противодѣйствія огню, если бы представилась надобность. Досталось отъ воды и баркѣ, и войло- камъ, и людямъ. Свпрь у самаго истока своего кажется рѣкою могучею, способною поспо­ рить въ размѣрахъ съ Невою; но это только кажется, потому что она несетъ 85 кубпческихъ саженъ воды, тогда какъ Нева проноситъ ихъ вчетверо—340. Когда-то, но уже очень давно, Свирь была страшна своими порогами; теперь ихъ почти не существуетъ и обозначаются они только стремнинами; наиболѣе любопытный изъ пороговъ такъ-называемый Сѣдяха съ двумя рядами камней; самые сильные—Сиговецъ и Медвѣдецъ; слабѣе ихъ—Пупырыши и Собачья Дыра. Лоцманъ, явнвшіися на пароходъ и не отходившій болѣе отъ руля, былъ однимъ пзъ представителей «лоцманскаго общества». Лоцмана учреж- | дены со времени Петра, поселпвшаго ихъ подлѣ Свири; при Екатеринѣ II они , были освобождены отъ воинской повинности и этими правами пользуются до | сихъ поръ; они приписаны къ станціямъ, поступаютъ сначала въ ученики, становятся лоцманами только прп открывшейся вакансіи и получаютъ возна- гражденіе по таксѣ; за проводъ парохода по Свири въ оба конца лоцманъ беретъ 50 руб., за большую барку въ конецъ—26 руб.; лоцманами завѣдуетъ выбор­ ный сотскій. По мѣрѣ движенія парохода по Свири, наступала довольно свѣжая, туман­ ная ночь, и у Ппдмы пришлось остановиться. Съ близкаго берега слышались дергачи и коростели. Разсчитано было двинуться въ дальнѣйшій путь утромъ, такъ чтобы поспѣть въ Лодеііное Поле къ обѣднѣ, въ воскресенье, 17-го ионя.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz