Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.
— 85 — Въ Вознесеньѣ пожарная часть въ прекрасноыъ порядкѣ. Хорошее устрой ство рѣчной пожарной части въ такомъ важномъ промышленномъ пунктѣ, гдѣ иаузятъ сотни судовъ и до полусотня буксировъ, прп небрежности присущей русскому человѣку вообще п пестротѣ нроплывающаго народа въ частности,— вопросъ большой важности. Когда была произведена пожарная тревога, по дан ному свистку путейскій пароходъ, находящейся всегда подъ парами, двинулся по указанному направленно, буксируя паровую машину. Въ водѣ недостатка не было, и машина, выбрасывающая до шестисотъ ведеръ въ минуту, и брандспойтъ парохода, ее подтянувшаго, не замедлили окатить огромными массами воды одну изъ барокъ, крытую деревянною кровлею. Брандспойтъ путейскаго парохода «Ледоколъ» выбрасывалъ до тысячи ведеръ въ минуту. Понятно, что во-вреыя захваченному огню трудно распространиться. Значительною помощью являются имѣющіеся налицо въ достаточномъ количествѣ казенные войлоки, очень при- личныхъ размѣровъ, назначенные для покрышки судовъ въ защиту отъ искръ. Оттаскиваніе загорѣвшагося судна не всегда можетъ удаться, вслѣдствіе за- громожденія и цѣлой сЬти якорныхъ канатовъ и причаловъ сосѣднпхъ судовъ; кромѣ того, именно канаты сгораютъ быстро, и напоръ судовъ, лишенныхъ яко рей, на другія, ниже стоящія, при быстромъ теченіи Свири, можетъ причинить не меньшую бѣду, чѣмъ пламя; остается потопить судно, къ чему и прибѣгаютъ. Къ счастью, благодаря, конечно, предупредительнымъ мѣрамъ, въ Вознесеньѣ крупныхъ случаевъ пожаровъ не бывало, а только-что упомянутая пожарная тревога была не только картинна. но и показала воочно силу противодѣйствія огню, если бы представилась надобность. Досталось отъ воды и баркѣ, и войло- камъ, и людямъ. Свпрь у самаго истока своего кажется рѣкою могучею, способною поспо рить въ размѣрахъ съ Невою; но это только кажется, потому что она несетъ 85 кубпческихъ саженъ воды, тогда какъ Нева проноситъ ихъ вчетверо—340. Когда-то, но уже очень давно, Свирь была страшна своими порогами; теперь ихъ почти не существуетъ и обозначаются они только стремнинами; наиболѣе любопытный изъ пороговъ такъ-называемый Сѣдяха съ двумя рядами камней; самые сильные—Сиговецъ и Медвѣдецъ; слабѣе ихъ—Пупырыши и Собачья Дыра. Лоцманъ, явнвшіися на пароходъ и не отходившій болѣе отъ руля, былъ однимъ пзъ представителей «лоцманскаго общества». Лоцмана учреж- | дены со времени Петра, поселпвшаго ихъ подлѣ Свири; при Екатеринѣ II они , были освобождены отъ воинской повинности и этими правами пользуются до | сихъ поръ; они приписаны къ станціямъ, поступаютъ сначала въ ученики, становятся лоцманами только прп открывшейся вакансіи и получаютъ возна- гражденіе по таксѣ; за проводъ парохода по Свири въ оба конца лоцманъ беретъ 50 руб., за большую барку въ конецъ—26 руб.; лоцманами завѣдуетъ выбор ный сотскій. По мѣрѣ движенія парохода по Свири, наступала довольно свѣжая, туман ная ночь, и у Ппдмы пришлось остановиться. Съ близкаго берега слышались дергачи и коростели. Разсчитано было двинуться въ дальнѣйшій путь утромъ, такъ чтобы поспѣть въ Лодеііное Поле къ обѣднѣ, въ воскресенье, 17-го ионя.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz