Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.

болѣе глухія мѣста края, предоставпвъ лучшія русскимъ. Они люди робкіе п до­ вольно терпѣливо выносятъ ^анныя пмъ клички: «корешки» и «бѣлоглазой корехи»; деревни ихъ большею частью бѣдны, не людны, отъ двухъ до шести дворовъ; церквей, часовень, крестовъ—множество: это память пустынножителей, что не мѣшаетъ однако ставить свѣчу «празднику», не вѣдая имени святаго. Попа­ даются въ краѣ избы, построенныя 200 лѣтъ назадъ; избы кореловъ, большею частью, двухъ-этажныя, благодаря обплію лѣса, прочны, хороши; но ото почти единственное что свидѣтельствуетъ о благосостояніи: хлѣбъ пополамъ съ соло­ мой и сосновою корой не рѣдісость. Охота и рыбная ловля здѣсь существенное подспорье крестьянскаго быта: оно и не мудрено, такъ какъ Vо часть края— вода, 5/с—лѣсъ. Рыбныя ловли бываютъ очень обильны: ловятъ рыбу неводами, мутниками, мережами, мордами; уловы на удочку даютъ иногда до двухъ пу - — 71 — Типъ крестьянской постройки въ Олонецкой губ. довъ въ день: язь, сигъ, плотва, снятки, щука, окунь, ершъ—главная добыча. Близость къ водѣ обусловливала сильную вѣру въ водяниковъ и цѣлыіі циклъ легендъ и пѣсенъ. Тутъ, на сѣверѣ, нельзя, конечно, ожидать яркости южно-русскихъ сказокъ, гдѣ дѣва вдѣваетъ въ иглу солнечные лучи, и выши- ваетъ ими на основѣ, сдѣланной изъ юнацкпхъ косъ; тутъ больше сходства съ финскимъ эпосомъ, гдѣ пѣвецъ «Калевалы» говоритъ, что онъ «срываетъ пѣснп своп съ вересковъ», что «морозъ училъ его пѣснямъ и дождь приносилъ слова». Невидимый міръ существъ, по мнѣнпо мѣстныхъ людей, населяетъ наіиъ міръ и чудесно сжился съ христіанскіши понятіями. По океану-морю, гово­ рить одна изъ былннъ, плавали два гоголя: одинъ бѣлый—Господь, другой черный—Сатана. По повелѣнію Бога и благословенно Богородицы, Сатана под- нялъ со дна моря горсть земли; изъ нея Богъ сотворидъ ровныя мѣста и поля, а Сатана—нецроходимыя пропасти и овраги. Ударилъ Господь въ камень и создалъ силы небесныя; ударилъ Сатана—и создалъ свое воинство. Была 'ве­ ликая война, и воинство Сатаны попадало на землю: кто въ лѣсъ— сталь лѣсо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz