Слезскинский, А. Г. Поездка на Мурман : (путевые заметки) / А. Г. Слезскинский. – Санкт-Петербург : Типография А. С. Суворина, 1898. – 80 с.

— А чего ж не жить,— отозвался все тот же Семен. — Ло пин зде сь родится, зде сь и умираешь. Да для нас ничего не т краше тундры да олешков. Прое хать зимою по тундре куда как приятно: самому в совичке тепло, а вкруг морозно, вьюжно. Опять же с холоду в тупу ввалиться, да поспе ть к вяленой оленчане—ве дь это праздник лопину.— Слова эти Семен сказал с каким- то особенным восторгом. — Все так, да пустынно, дико, непроходимая тьма в народе . — А лопину не надо боле , что есть. Живет он не хуже сво их отцов —и ладно. Куда ему еще... — Вот это-то и худо, что он не желает жить лучше. Его надувают, а он не смекнет. — Вы разве барин знаете, как нас обманывают? —вдруг спросил меня Семен. Я сообщил ему, что слышал, как лопарей эксплоатируют разные торгаши и кулаки. Разсказал об отставном чиновнике , который проживает в Коле и снабжает масельских лопарей съе стными продуктами без всяких торговых документов. Прежде всего этот чиновник лопаря угостит водкой до опьянения, а затем обсчитывает, обме ривает, обвешивает его. В прошлую зиму чиновник- кулак ставил в кредит лопарям капорский чай 80 коп. за фунт, соль по 50 к. за пуд, куль муки 9 р. 20 к., причем угощение записывалось также на счет лопарям и, ко нечно, не без барышей. Все это лопари выслушали с большим внимание м . — Точно, это самое бывает, — подтвердил Семен. —Лопин видит обман, но не ссорится; уж, видно, ему от Бога положено молчать супротив всяких обид . — Ведь главным образом лопари занимаются оленеводством и рыболовством? — Именно. Зимою промышляем шкурами, а по ле ту прожи ваем вокруг озер. — А как продовольствуетесь? — У нас все свое. Только муку, соль и еще кое-что прику паем, когда продадим свой товар . Лопари — народ полудикий, полукочующий; он не име ет понятия о значении памятников, поэтому и не оставляет их. Специалисты де лали попытки составить точную историю Лаплан дии, но напрасно. Впрочем, она составлена при наличности отры вочных сведе ний, да и то заимствованных от народов Дании, Швеции и Норвегии. С сожале нием я удивлялся, как это до сего времени не проникнет в Лапландию народный к у л ь т . — Зде сь, мне кажется,— говорил я ,—можно завести хотя не большое хозяйство, заняться новыми промыслами. Думается, что

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz