Слезскинский, А. Г. Поездка на Мурман : (путевые заметки) / А. Г. Слезскинский. – Санкт-Петербург : Типография А. С. Суворина, 1898. – 80 с.

рыболовством, построив на берегу вольный рыбацкий поселок, послуживший зачатком ныне шняго городка. Кола за свое существование пережила много разных преобра зований—гражданских и военных; подвергалась нападениям шве дов и норвежцев, была нередко разграбляема неприятелем, сго рала дотла и все-таки снова воскресала. Одновременно с основанием Колы начались и наши мурман ские промыслы. К новгородским выходцам присоединилось бе ло морское население, и ловить в губе стало те сно. Тогда поморы из губы подвинулись сначала на запад, а потом на восток. Поэтому Кольская губа и разделила Мурманский берег на восточный и за падный. Не знаю, в каких разме рах существовал в древности про мысел, но ныне Мурман, по собранным мною статистическим данным, привлек из Кемскаго и Онежскаго уе здов боле е 4 тысяч поморов, которые, вые зжая из 18 становищ, ловили на 1.000 судов. Пойманная рыба была погружена в 155 судов и отпра влена преимущественно на архангельские рынки. Количество ея выра жалось в 800 тысяч пудов, из печенок от этой рыбы было вытоплено 40 тысяч пудов жира. Весь рыбный продукт по це нам на ме стах лова стоит боле е 500 тысяч рублей. Де ла о колони зации Мурмана, хотя идут тихо, но все-таки лучше, нежели до 1868 г., когда был обнародован закон о льготах для пересе ленцев на се вер. Теперь на Мурмане считается 40 колоний с 270 дворами. Производительная сила их выражается в 370 семей ных работниках и в 240 наемных. Все колонисты име ют для рыбных промыслов боле е 200 судов. Для подспорья в быту, колонисты содержать боле е 3.000 штук скота, причем половина приходится на оленей. Преобладающий элемент в Мурманском крае —финляндцы, за те м русские и норвежцы. Инородцы живут лучше, богаче; они давят русских и ставят их в зависимость. IV . Из Колы я решил переправиться чрез Лапландию к Белому морю. Обычных дорог зде сь не т. Зимою от с. Кандалакши, лежащаго в се веро-западном углу моря, до Колы тянется тропа, по которой бе гают олени, запряженные в кережи-сани, без по лозьев, на подобие лодочки, нередко обтянутые сверху парусиной. Ле том же переправа совершается на карбасах чрез озера и ре ки, но где встре чаются пороги, путник принужден де лать обходы, именуемые тайболами. Конечно, вся дорожная часть исполняется лопарями; они и оленями управляют, и на карбасах е здят, и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz