Слезскинский, А. Г. Поездка на Мурман : (путевые заметки) / А. Г. Слезскинский. – Санкт-Петербург : Типография А. С. Суворина, 1898. – 80 с.
Паза и Нявдема. Не так важны губы, как берег от ре ки Ворь смы до Пазы; он самый лучший промысловой; его долго будут помнить наши рыбаки—поморы. Наконец , обре тали на этом бе регу остатки православных крестов. Отсюда ясно, что зде сь про мышляли русские на своей земле и водружали, по обыкновению, на пустынных ме стах кресты. В дальне йшей бесе де отец Константин сообщил мне отно сительно границ любопытный разсказ, который хотя и кажется анекдотичным, но тем не мене е его выдают за факт. Нор вержцы, будто бы, желая завладе ть промысловым берегом, посу лили русскому чиновнику мешечек червонцев, если он устроит им это дело. Чиновник соблазнился предлагаемой данью и сде лал так, как угодно было норвежцам, причем, чтобы право славная церковь не очутилась на норвежской земле , выде лил для нея указанную полоску. Такой гнусный поступок был наказан смертью. Под верхним слоем золота оказались обыкновенныя медныя монеты. Предатель пришел в бешенство и тут же пове сился. После я от многих слышал этот разсказ с заключи тельными словами: «туда ему и дорога, Иуде ». Зате м я побывал в обе их церквах. Древняя представляет собою развалившуюся деревянную избу. Церковная утварь в ней ветхая и относится к отдаленным временам. Виде л, наприме р: деревянный подсве чник для све чи, с которою ходит при слу жении диакон; смотре л священическое облачение, вышитое одно главыми и двуглавыми орлами. Эти орлы, как объяснил батюшка, обозначают переходное состояние в эпоху царя Грознаго, кото рым облачение и было прислано в дар храму. Над райскими вратами и по бокам висят желе зные подсве чники. В иконостасе , между прочим, останавливают на себе внимание: по древности— образ И оанна Богослова, с надписью «Иван Богослов», и по оригинальности живописи—образ; Богородицы, где Богоматерь изо бражена прядущею нитки. Призывает людей к молитве не коло кол, а било—желе зный полукруг, на подобие шины. Новая цер ковь заложена лишь в 1870 году, в бытность великаго князя Алексе я Александровича, от котораго имеются в храме пожер твованные образа. Поблагодарив отца Константина за радушный прием, я отпра вился из губы Пазы в норвежские города Вадзэ и Вардэ. Эти города име ют одну и ту же физиономию: изре заны глад кими каменными дорогами; дома исключительно деревянные, всевоз можных уродливых форм, покрыты большею частью, за доро говизною ле са, дерном. Те же в них санитарныя условия, от которых можно прийти в ужас. Вонь и смрад заявляют о себе еще в то время, когда вы приближаетесь к городу, в особен ности к Вардэ, который от китобойных заводов буквально пропитан
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz