Слезскинский, А. Г. Поездка на Мурман : (путевые заметки) / А. Г. Слезскинский. – Санкт-Петербург : Типография А. С. Суворина, 1898. – 80 с.

и непреме нно ле том. Во все х становищах рыбаки придержи ваются системы «покрута» за исключением Малоне мецкаго, где ло вят лопари на артельных условия х . От колонии Ворьсмы, стоящей на пограничной ре ке с те м же названием, начинается уже норвежский берег и, как изве стно, западный русский Мурман кончается. Сравнивая его с восточ ным, увидим не которую разницу. Первый по числу колоний больше, зато самыя колонии перваго населены гуще. По национальности в восточных колониях преобладают русские, а в западных —фин ляндцы. Скотоводство сильно развито на западном берегу, потому что там чаще встре чаются отлогия ме ста, с травою; напротив, восточный берег скалисте е, раскидывается внутрь материка тун драми и больше способствует оленеводству. Относительно рыбной промышленности сле дует сказать, что на западном побережье ярусами ловят ре же, а распространен способ удебный. Что же касается пришлых поморов, то весною их появляется на западном Мурмане до 1.000 челове к а, с наступлением ле та, 2/3 этого количества переселяется на восточный бер ег. От колонии Ворьсмы мы прое хали около 60 верст до губы Пазы, и пароход бросил якорь. Я отправился на шлюпке к са мой се верной православной церкви, сооруженной во имя св. Бориса и Гле ба. Сначала путь лежал по губе , потом по р. Пазре ке , пред ставляющей собою два плеса. На высоких скалистых берегах попадались красивые дачные домики, из которых впосле дстви на пароход се ло много норвежцев, е хавших в Вадзэ. Норвежския владе ния простираются до половины второго плеса и обозначаются столбом, сложенным на берегу из камней. За этим столбом на правом берегу прячутся в густом березняке старая и новая церкви, и тут же в низине скрывается Пазре цкий погост лопа рей, а за ним снова начинается Норвегия. Таким образом, рус ское селение с церквами стоит на конце узкой полоски, и по пасть в него ле том нельзя иначе, как через норвежскую тер риторию. В погосте я встре тил священника отца Константина, который любезно пригласил меня к себе . Прежде всего батюшка выразил сожале ние, что в Пазре цкую ме стность очень мало заглядывают русские, а больше являются иностранные путешественники и живут по не сколько дней. Так, три года назад приезжали два англича нина и пробыли, живя в грязной лопарской веже , це лое ле то, лишь из одного только удовольствия ловить в Пазре ке семгу. — Я десять ле т веду книгу,— сказал священник, —и прошу путешествующих записывать свои фамилии.—Он подал мне книгу и прибавил: —Не угодно ли полюбопытствовать — все иностран ные гости. Правда, стояли английския, французския, голландския имена; запи сал и я свою фамилию.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz