Слезскинский, А. Г. Поездка на Мурман : (путевые заметки) / А. Г. Слезскинский. – Санкт-Петербург : Типография А. С. Суворина, 1898. – 80 с.
в Вардэ, а я наме рен был побывать в населенных пунктах южнаго берега этого залива. Зде сь ходит пароход мурманскаго общества «Трифон», де лая рейсы от Печенгской губы вдоль рус скаго берега до г. Вадзэ, а там передает пассажиров, е дущих в Вардэ, на норвежский пароход. Печенгская губа вдается в материк узкою полосою, с мало скалистыми берегами, покрытыми густою травою и кустарником. В этой губе , как и Кольской, водворилось не сколько колоний: Печенга, Гагарка, Б аркина, Княжуха, Трифонова и Оленья Горка. Колонии скучились в конце губы; оне име ют от 6 до 26 дво ров и населены корельскими православными колонистами. Жизнь в печенгских колониях держится те м же скотоводством и рыбными промыслами, как и в других колониях. Я пожелал осмотре ть зде сь монастырь, о котором слышал ране е, как о самой глухой се верной обители; монастырь стоит в стороне , в 18 верстах от колонии, и потому я взял лошадей в Печенге . Монастырь составляют старая и новая деревянныя церкви, братское общежитие, гостиница и надворныя службы. Он живо писно раскинулся на р. Печенге , которая быстро несет чистыя воды среди высоких песчаных берегов в морскую губу. При мне в Печенгской обители насчитывалось до 40 челове к братии; из них один игумен, 4 иеромонаха, 3 иеродиакона и 7 неслужащих монахов; остальную часть составляют послуш ники и те «годовики», которые, по данному обе ту, приходят в монастырь и работают в течение года по доброй воле , безплатно. Се нокосы зде сь прекрасные; есть огороды, где растет картофель, лук и пр. Из скота содержится 8 коров и 5 лошадей. Чего не хватает в продольственном отношении, то привозится из С оловецкаго монастыря, которому подчинена обитель. Проводить по монастырю и указать его приме чательности любезно предложил мне казначей о. Эммануил. Я осмотре л ризницу, ходил по церквам и в новой, между прочим, обратил внимание на жернова. — Об этих жерновах, — заме тил о. казначей,—существует предание. В X V I столе тии инове рцы разорили в Коле монастырь. Из него пришел сюда изве стный просве титель лапландскаго на рода, преп. Трифон, и для основания храма принес на себе эти жернова. Он построил храм и начал было крестить ме стных лопарей, но закорене лые вожаки идолопоклонства сугубо его пре следовали; пропове дник удалился и скрывался в пещерах. Одна из таких пещер сохранилась и поныне на берегу губы Пазы, под именем Трифоновой. — Сле довательно Трифон далеко удалился, потому что Паза лежит в преде лах Норвегии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz