Слезскинский, А. Г. Поездка на Мурман : (путевые заметки) / А. Г. Слезскинский. – Санкт-Петербург : Типография А. С. Суворина, 1898. – 80 с.

в землю и даже разрушений. Скалы, затрудняющия доступ к городу, думают взорвать динамитом. Работы были отданы норвежскому инженеру, от котораго в гавань прибыли уже из Норвегии и рабочие, а всле д за ними приехал и проме рщик, со стоявший в Вадзэ школьным учителем. Говорили, что динамит ныя работы изве стны норвежцам боле е, че м кому либо, и при том они, новержцы, согласились взорвать скалы дешевле, нежели предлагали наши инженеры, но в каких разме рах выражалась разница—никто не мог сказать, да и вряд ли, кроме нанимателя, кому она изве стна. Передавали также, что в город будет пере ведена из Колы вся администрация, будут отдаваться безплатно дома свободным переселенцам; для передвижения грузов через город протянутся рельсы, а двухме сячная мгла уступит электри ческому освещению. В отношении же снабжения горожан пре сною водою, предположено углубить ближайшую ре чку и придвинуть ее к долине канализационным способом. Вообще, я слышал утеши тельные отзывы об устройстве новаго города, только климатиче ская условия что-то не х вал я т . — Страшное де ло, барин, —разсказывал мне колониста.—Зи мою поднимется такая мятель, что све ту Божьяго не видно. А к осени пойдут сильные ве тры с дождем. Как задует и начнет рвать да метать, того и гляди изба кувырнется в воду. Ежели-б не горный берег —спасения не т . Из Екатерининской гавани я отправился на шлюпке к паро ходу «Казенному», который стоял в 5 -ти верстах от Колы. Ока залось, что пароход собирался в Вардэ за динамитом и попутно взять в Мотовском заливе шняку с телеграфною проволокой, чтобы сбуксировать ее в колонию Малую Мотку, находящуюся в одной из бухт Варангерскаго залива. Поэтому он легко мог меня доставить во все колонии Кольской губы, Мотовскаго залива и Рыбачьяго полуострова. «Казенный» — пароход небольшой с низкою кормою. Машина и уголь занимают в нем громадное ме сто, так что на долю пассажиров приходятся коморки; только для «его благородия» име ется отде льная каюта и даже с преду предительною дощечкой его имени. И теперь е хал на пароходе «его благородие» и, кроме того, мо лодой челове к г. Ш., собиравший в Мурманском крае це ны на рыбу. Его я виде л в восточных становищах, но он все время скрывал цели своего уполномочия, те м не мене е я узнал, что г. Ш. собирает све де ния для какого-то предприятия на Мурмане , зате ваемаго обществом архангельской желе зной дороги. Долго пароход не снимался с якоря, хотя был уже под парами. — Однако, мы стоим порядочно без толку,—заме тил я ка питану из отставных моряков.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz