Слезскинский, А. Г. Мурман / [А. Слезскинский] ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Типография И. Гольдберга, 1897. – [2], 219 с. : ил.

147 номъ мѣстѣ, то валятъ въ гребни . Шняка, какъ и всѣ суда, управляется рулемъ, но къ нему приделывается шесть, дли­ ною въ З с аж ., получившій названіе по гудалы . Такой шестъ нѳобходимъ въ тѣхъ случаяхъ, когда судномъ приходится управлять со средины шняки. У одной изъ греблевыхъ уклю- чинъ, чтобы облегчить вытаскиваніе снастей, вставляется де­ ревянное колесо—тягло , которое, при сильномъ волненіи, пе­ реносится на носъ. Якорь употребляется въ пять лапъ, вѣ- ■сомъ въ 4 пуда; весла длинныя, тонкія. Мачта ставится по длинѣ паруса, а распорка по діагонали. Парусъ выкроѳнъ изъ грубаго холста и обшитъ веревкой. На елѣ разница усматривается въ гтомъ, что носъ по­ крыть досками коротко и въ немъ, исключительно, сберегается кладь, а корма, напротивъ, забрана на 3 арш. б верш., гдѣ помещаются всѣ трое рыбаковъ. Въ карбасѣ мѣстъ меньше,— всего три, и двое поморовъ укрываются въ носу и кормѣ, также забранныхъ. Якорь на елѣ легче—вѣсомъ 1 пудъ. ВсЪ суда построены изъ широкихъ досокъ, толщиною— смотря по величин^ судна, причемъ доски, краями, набѣгаютъ другъ на друга и, въ этомъ мѣстгб, сшиваются корнемъ. Сна­ ружи и внутри суда смолятся,— но внутри, кажется, только разъ, въ первую воду. Стоимость судовъ и ихъ принадлежностей бываетъ раз­ личная : шняка .................................. 60—60 р парусъ...................................... ю „ ц ѣ п ь ................................. 15 „ дрэкъ (якорь) съ веслами 8 „ карбасъ ............................ Осо парусъ................................. 12 „ тросъ (веревка). 3 „ дрэкъ съ веслами . 2 „ Что же касается елы, то она покупается съ полнымъ во- оруженіемъ въНорвегіи и стоить 30—50 р. Тамъ, ела пред- ставляетъ единственный типъ промысловыхъ судовъ. Про- мышленниковъ полагается, какъ и у насъ, трое. Нашихъ промысловыхъ судовъ гибнетъ въ окѳанѣ очень Ю*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz