Сиденснер, Александр Карлович. Сведения о Мурманском береге, собранные летом 1896 года контр-адмиралом Сиденснером / [А. Сиденснер] ; Гл. Гидрогр. Упр. Мор. М-ва. – Санкт-Петербург : Типография Морского Министерства в Главном Адмиралтействе, 1897. – 102 c., 1 л. карт.

Приглашенные въ комисспо св'Ьдуюпце лица между про­ чимъ высказали, что «въ западной части Мурманскаго берега, съ его незамерзающими гаванями, судоходство возможно круг­ лый годъ. Полярность ночи и туманы, хотя и затрудияютъ судоходство, но оно тЬмъ не менЬе остается совершенно воз- можнымъ въ теченш цйлаго года». Вопросъ о возможности рыболовства на Мурман! въ те­ ченш всей зимы, по недостатку данныхъ, остался певыяспеп- пымъ. Комиссш было сообщено нисколько фактовъ, показы- вахощихъ, что «въ декабре и феврале, когда здесь ловъ бол!е не производится, въ н!которыхъ бухтахъ замечалось появлеше въ огромномъ количеств! сельди и трески; по были ли это ог д!льпые р!дтие случаи, или на Мурмане и зимой есть рыба въ количестве достаточному чтобы поддержать серьез­ ный зим тй ловъ,—этого никто пе могъ разъяснить». При обсужден in вопроса о направлены оюелпзной дороги на Мурмана, въ комиссш прежде всего было указано на вы­ годность продолжетя железной дороги отъ Улеаборга до за­ лива Печенги, или до порта Владтапру по затемъ было при­ знано болЬе выгодпымъ въ экономическомъ и государствен- помъ отношенш, провести дорогу отъ 1оэнсу или Сердоболя черезъ Кемь па Колу. При этомъ было указано, что Сердо- больское направление, сокращая иа 400 верстъ разстояше отъ Ледовнтаго океана до Петербурга, сравнительно съ на- правлешемъ Улеаборгъ-Владимлръ, въ то же время соединяло бы Петербургу чрезъ Выборгу пе только съ Мурманомъ, но и съ Велымъ моремъ, а кроме того соединило бы съ Велымъ моремъ два большихъ внутреннихъ бассейна: Ладожское и Онежское озеро. При обсужденш этого направлешя въ ко- Miiccin между прочимъ было обращено внимаше па необхо­ димость «подчинить железньтя дороги Финляндш, отъ Сердо ■ боля до Петербурга, темъ же общимъ постановлешямъ по управление железно-дорожпыми тарифами, которыя действуютъ въ Имперш; въ нротивпомъ случае, т. е. если будутъ дей­ ствовать две тарифпыхъ системы и два самостоятельные управлешя, то пользы отъ этой дороги не будетъ». ЗатЬмъ следуетъ еще упомянуть, что Нижегородскпмъ губернаторомъ Генералъ-Лейтенаптомъ Бараповыму въ комис- cin было указано, что въ связи съ неотложною государствен­ ною необходимостью устройства военпаго порта на Мурмане, следуетъ поставить иа первый планъ соединеше незамерзаю-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz