Сиденснер, Александр Карлович. Сведения о Мурманском береге, собранные летом 1896 года контр-адмиралом Сиденснером / [А. Сиденснер] ; Гл. Гидрогр. Упр. Мор. М-ва. – Санкт-Петербург : Типография Морского Министерства в Главном Адмиралтействе, 1897. – 102 c., 1 л. карт.
Приглашенные въ комисспо св'Ьдуюпце лица между про чимъ высказали, что «въ западной части Мурманскаго берега, съ его незамерзающими гаванями, судоходство возможно круг лый годъ. Полярность ночи и туманы, хотя и затрудияютъ судоходство, но оно тЬмъ не менЬе остается совершенно воз- можнымъ въ теченш цйлаго года». Вопросъ о возможности рыболовства на Мурман! въ те ченш всей зимы, по недостатку данныхъ, остался певыяспеп- пымъ. Комиссш было сообщено нисколько фактовъ, показы- вахощихъ, что «въ декабре и феврале, когда здесь ловъ бол!е не производится, въ н!которыхъ бухтахъ замечалось появлеше въ огромномъ количеств! сельди и трески; по были ли это ог д!льпые р!дтие случаи, или на Мурмане и зимой есть рыба въ количестве достаточному чтобы поддержать серьез ный зим тй ловъ,—этого никто пе могъ разъяснить». При обсужден in вопроса о направлены оюелпзной дороги на Мурмана, въ комиссш прежде всего было указано на вы годность продолжетя железной дороги отъ Улеаборга до за лива Печенги, или до порта Владтапру по затемъ было при знано болЬе выгодпымъ въ экономическомъ и государствен- помъ отношенш, провести дорогу отъ 1оэнсу или Сердоболя черезъ Кемь па Колу. При этомъ было указано, что Сердо- больское направление, сокращая иа 400 верстъ разстояше отъ Ледовнтаго океана до Петербурга, сравнительно съ на- правлешемъ Улеаборгъ-Владимлръ, въ то же время соединяло бы Петербургу чрезъ Выборгу пе только съ Мурманомъ, но и съ Велымъ моремъ, а кроме того соединило бы съ Велымъ моремъ два большихъ внутреннихъ бассейна: Ладожское и Онежское озеро. При обсужденш этого направлешя въ ко- Miiccin между прочимъ было обращено внимаше па необхо димость «подчинить железньтя дороги Финляндш, отъ Сердо ■ боля до Петербурга, темъ же общимъ постановлешямъ по управление железно-дорожпыми тарифами, которыя действуютъ въ Имперш; въ нротивпомъ случае, т. е. если будутъ дей ствовать две тарифпыхъ системы и два самостоятельные управлешя, то пользы отъ этой дороги не будетъ». ЗатЬмъ следуетъ еще упомянуть, что Нижегородскпмъ губернаторомъ Генералъ-Лейтенаптомъ Бараповыму въ комис- cin было указано, что въ связи съ неотложною государствен ною необходимостью устройства военпаго порта на Мурмане, следуетъ поставить иа первый планъ соединеше незамерзаю-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz