Сиденснер, Александр Карлович. Сведения о Мурманском береге, собранные летом 1896 года контр-адмиралом Сиденснером / [А. Сиденснер] ; Гл. Гидрогр. Упр. Мор. М-ва. – Санкт-Петербург : Типография Морского Министерства в Главном Адмиралтействе, 1897. – 102 c., 1 л. карт.

— GO — сколько цибудь определенная св'Ъд'Ътя о климатическпхъ н другихъ услов!яхъ жизни па МурманЬ, въ особенности въ темное зимнее время, чтобы иметь возможность судить объ условгяхъ содержашя тамъ значительнаго гарнизона и спаб- жешя его вс'Ьмъ пеобходимымъ. Но конечно и помимо устройства значительнаго военно­ морского порта па Мурман'Ь, съ проведешемъ туда железной дороги, обладаше Мурманскимъ берегомъ могло бы представить для насъ некоторое значеше и въ военпо-морскомъ OTHonienin, въ случай, если бы наприм'Ъръ, по политическимъ соображешямъ, мы признали необходимымъ вывести изъ БалтШскаго моря пашъ военный флотъ, или хотя бы отделить эскадру, съ ц'Ьлыо держать ее въ полной боевой готовности, въ теченш зимпихъ м'Ьсяцевъ. Вь данномъ случае мы пользовались бы значительнымъ преимуществомъ, сравнительно съ содерл?а- шемъ эскадры въ заграничномъ, хотя бы и союзномъ порте, въ томъ OTHOnienin, что передача приказанш на эскадру производилась бы черезъ посредство собственной внутренней телеграфной лиши, а пользуясь железной дорогой мы имели бы возможность пополнять недостатки судовъ эскадры по спаб- женпо и Boopyatemio. Лучшимъ для этой цели пунктомъ, на всемъ Мурманскомъ побережьи следуетъ признать заливъ Печенгскш, какъ но удобству стоянки и выхода судовъ въ море, такъ и потому, что въ случае оказавшейся необходимости защитить стоя­ щая въ гавани суда отъ непр!ятельскаго пападешя, этотъ заливъ можетъ быть укрепленъ въ короткое время и съ малыми средствами. Что же касается значительной замерзаемости Печенгскаго залива, то расчистка льда для прохода судовъ не можетъ представить болыпихъ затруднешй, нежели катая встретились напр, осенью сего года въ Кронштадте, при проводке крейсера «Рошя» съ рейда въ гавань. Что касается проведетя желпзной дороги на Мурмане, то какъ известно вопросъ этотъ обсуждался въ 1894 году, въ бывшей подъ предгЬдательствомъ товарища министра путей сообщешя Генералъ-Лейтенанта Петрова комиссш, по прове­ дение железныхъ дорогъ па Северъ Poccin, при чемъ, тогда же указывалось главнымъ образомъ на важное значеше этой дороги, пмеппо, въ отношепш стратегическому въ связи съ необходимостью устройства на Мурманскомъ берегу военнаго

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz