Сиденснер, Александр Карлович. Сведения о Мурманском береге, собранные летом 1896 года контр-адмиралом Сиденснером / [А. Сиденснер] ; Гл. Гидрогр. Упр. Мор. М-ва. – Санкт-Петербург : Типография Морского Министерства в Главном Адмиралтействе, 1897. – 102 c., 1 л. карт.

телыюмъ обсуждении этого вопроса, будетъ дано предпочтете устройству здесь не сухого, а плавучаго дока. Въ такомъ слу­ чай весьма возможно, что для устройства дока будетъ избрана другая местность, папр. въ гавани Озерко, или въ Печенг­ скомъ залив^, гд'Ь вм'ЬстЬ съ благощлятными услов!ями для устройства портовыхъ учреждешй уже и теперь имеется зна­ чительная колопизащя, свидетельствующая о возможности раз- в т т я здесь фабричнаго и городского поселешя. ЗатЬмъ, если бы действительно было решено избрать конеч- нымъ пупктомъ Мурманской железной дороги Екатерининскую гавань, то безъ сомнЬшя, здесь могъ бы образоваться неболь­ шой городокъ, насколько, конечно, допустятъ местиыя услов 1 я. Но очень возможно, что именно въ виду неудобствъ Екатери­ нинской гавани, при более обстоятельномъ обсужденш вопроса о проведенш Мурманской железной дороги, коиечнымъ пунктомъ будетъ пзбранъ другой, более удобный нупктъ, п всего веро­ ятнее заливъ Иеченгсшй. На преимущества Екатерининской гавани, сравнительно съ другими гаванями Мурманскаго побережья, указывалось еще и по соображешямъ стратегическими , на случай возможнаго сооружен!я здесь военнаю порта , или порта убпжгща, со складомъ угля для песколышхъ нашихъ крейсеровъ. Вопросъ этотъ возннкъ, какъ извЬстно, вследствие желашя npio 6 pecTii для нашего военнаго флота незамерзающш и не­ запертый проливами военно-морской портъ, изъ котораго наши воеппыя суда могли бы во всякое время выходить совершенно свободно въ открытый океанъ для крейсерской службы и воз­ вращаться въ него, для возобновления запасовъ п производства необходнмыхъ ремонтпыхъ исправленш. Что касается подробностей, относящихся до возможности сооружешя военнаго порта на Мурмане, то повидимому, оне серьезно пе обсуждались. Въ пекоторыхъ иерюдическихъ издашяхъ указывалось лишь въ общихъ чертахъ па необхо­ димость устроить въ одной изъ незамерзающихъ гаваней Мурманскаго берега военный портъ или хотя бы угольную станцно, при чемъ въ самое последнее время, въ связи съ вопросомъ объ устройстве новаго административная и торго­ ваго центра въ Екатерининской гавани, стали указывать именно на этотъ пунктъ, какъ на наиболее удобный во всехъ отношешяхъ для устройства въ немъ одновременно воеппаго порта, или станцш для иашихъ военныхъ судовъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz