Сиденснер, Александр Карлович. Сведения о Мурманском береге, собранные летом 1896 года контр-адмиралом Сиденснером / [А. Сиденснер] ; Гл. Гидрогр. Упр. Мор. М-ва. – Санкт-Петербург : Типография Морского Министерства в Главном Адмиралтействе, 1897. – 102 c., 1 л. карт.

ки я жилища, съ хорошимъ тутъ лее выгономъ для скота и удобиымъ доступомъ къ берегу залива, на крайне тяжелыя услов 1 Я ж и з н и въ новомъ поселепш, иа такой большой высот! надъ уровнемъ моря, съ крутой дорогой къ берегу залива, у котораго, но всей вероятности, не окажется и свободная отъ казенныхъ надобностей места для причала и вытаскнвашя нро- мысловыхъ судовъ. Во всякомъ случа!, нельзя не признать несколько торопли- вымъ иредноложеше перевести теперь же въ Екатерининскую гавань, вместе съ административными учреждениями и имею­ щееся въ Коле городское училище, больницу и церковный причтъ. Если далее допустить, что вместе съ предположен­ ными къ переселение 51 челов. мужск. пола и 2 женскаго, изъ Колы добровольно перейдетъ въ Екатерининскую гавань еще хотя 100 человекъ, то все лее въ Коле останется более 600 че- ловекъ жителей, которые, такимъ образомъ, будутъ лишены всЬхъ своихъ городскихъ учреждешй, въ пользу сравпительпо небольшого населешя Екатерининской гавани. Н екоторая оживлешя Екатерининской гавани и привлече- шя туда частныхъ поселенцевъ можно ожидать разве только въ томъ случае, если, согласно предположение Архангельскаго губернатора, тамъ будетъ устроенъ докъ съ необходимыми ре­ монтными и механическими мастерскими. Какъ на удобное для этой цели место, Архангельски! губернаторъ указываете па небольшой осушенный заливчикъ, или ущелье въ западномъ углу Екатерииинскаго залива, куда впадаетъ небольшой ручей, вы­ текающий изъ ближайшихъ озеръ. Необходимо однако заметить, что ширина этого ущелья настолько невелика (около 50 саж .), что съ устройствомъ здесь сухого дока, стены его будутъ подниматься отъ самаго осно- вашя совершенно отвесно, более нежели на 1 0 0 фута, и сле­ довательно, лишь на такой высоте отъ дна дока возмолшо бу­ детъ устройство ремонтныхъ и механическихъ мастерскихъ и всехъ портовыхъ учреждений. Обстоятельство это представить несомненно очень существенныя затруднешя, какъ для сооб- щешя рабочихъ, такъ и для подъема и спуска тяжестей, въ особенности при глубокихъ спЬгахъ въ зимнее время. Прини­ мая же во впимаше, съ одной стороны, дороговизну работъ въ гранитномъ грунте, въ столь отдаленномъ и малонаселенномъ крае, а съ другой стороны, большую глубину залива и защи­ щенность его отъ волнешя, весьма вероятно, что при окоича-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz