Сиденснер, Александр Карлович. Сведения о Мурманском береге, собранные летом 1896 года контр-адмиралом Сиденснером / [А. Сиденснер] ; Гл. Гидрогр. Упр. Мор. М-ва. – Санкт-Петербург : Типография Морского Министерства в Главном Адмиралтействе, 1897. – 102 c., 1 л. карт.

стырское и Кияжуха. И православное монашество, и pyccide колонисты, и пришлый поморъ постоянно тягот'Ьли къ ПеченгЬ и не смотря на тысячи прспятств!й, здесь развилась теперь бойкая, чисто русская жизнь». Объясняется это, по миЬшто Кап. 2 р. Иванова, «превос­ ходными качествами Печенгской губы, въ связи съ лучшими климатическими услов!ями сравнительно съ более восточными местностями Мурманскаго побережья. По мере того, какъ съ удалешемъ къ востоку струя Гольфстрема, становится все болЬе и бол'Ье низкой температуры, а Мурманский берегъ постепенно уклоняется отъ него къ югу, вместе съ гЬмъ и средняя годовая температура въ становнщахъ Мурманскаго берега съ удалешемъ на востокъ значительно падаетъ». Только давнишнимъ знакомствомъ норвежцевъ съ климати­ ческими н терр тональными услов 1 ями мурманскаго побережья Кап. 2 р. Ивановъ объясияетъ тотъ фактъ, что «норвежцы, получивъ для себя по копвенцш съ нами, все действительно здесь ценное, остановились у Варангерскаго залива, зиая, что далее къ востоку не стоить добиваться места, такъ какъ жизнь тамъ съ каждымъ шагомъ становится все более и более невыносимой». Поэтому и по другимъ сообра?кешямъ К. 2 р. Ивановъ полагаетъ, что при выборе места для военной стаи- цш на МурмапЬ, въ связи съ вопросомъ о проведенш туда железной дороги, «не следуетъ пренебрегать взглядами мЬст- наго населешя, вЬками тяготЬвшаго къ Печенгской губе». Посетивъ затемъ Екатерининскую гавань Кап. 2 р. Ивановъ заметилъ о ней только, что «едва ли ей можно отказатьвъ удоб­ стве, при выборЬ места иодъ устройство порта на МурмаиЬ», присовокупивъ въ заключеше, что по его мнепио, «Печенга и Екат. гавань суть два места, которыя могутъ больше всего претендовать на устройство порта; въ особенности Екат. га­ вань, какъ имеющая летомъ и зимою сообщеше съ Poccieit чрезъ КольскШ полуостровъ». Такимъ образомъ Кап. 2 р. Ивановъ все три гавани: Озерко, Иеченгу и Екатерининскую, признаетъ «едва ли не самыми лучшими» для устройства въ нихъ всениаго порта, причемъ по отношение къ гавани Озерко оиъ указалъ па неудобство ея въ стратегическомъ отношеши, на прогресивпое обмелете гавани отъ засыпки ея мелкимъ камнемъ, приносимымъ съ горъ ручьями н на значительность земляныхъ работъ для про­ рытая каиаловъ па перешейкахъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz