Сиденснер, Александр Карлович. Сведения о Мурманском береге, собранные летом 1896 года контр-адмиралом Сиденснером / [А. Сиденснер] ; Гл. Гидрогр. Упр. Мор. М-ва. – Санкт-Петербург : Типография Морского Министерства в Главном Адмиралтействе, 1897. – 102 c., 1 л. карт.

уоваровъ. Въ это время постройки состояли изъ многихъ ма- газиновъ, амбаровъ, погребовъ и одного весьма хорошаго дома для прикащика; вдоль берега была построена пристань и на­ бережная. Тутъ обыкновенно зимовали компапейсшя суда- ЗатЬмъ известно, что въ 1809 году Екатерининская гавань подверглась нападение англШскихъ военныхъ судовъ, а въ 1813 году Беломорская компашя закрыла свои д е й с т я и все оставшаяся заведешя опять перешли въ казенное ведомство, которое предоставило ихъ зъ общее пользование мореходцевь, пос'Ьщавшихъ Екатерининскую гавань. По словамъ Рейнпке, въ 1822 году стЬны вс'Ьхъ строешй были еще целы, по крыши и полы большею частью уже не существовали, пристань также приходила въ упадокъ, а въ 1826 году здЪсь не. было уже ни одного бревна. Сохранившимся былъ только одииъ подзем­ ный погребъ, въ которомъ укрывались иногда отъ непогоды рыбопромышленники. Что касается сос'Ьднихъ Заливовъ Пала и Оленш, то судя но лощи Рейнпке, они им’Ьють совершенно такой же харак­ т е р а какъ и заливъ Екатеринински! и пикакихъ преиму- ществъ передъ иимъ не им'Ьютъ. Напротивъ, глубина въ нихъ п ’Ьсколько бол'Ье, а оба входа въ заливъ Пала очень узме, съ глубиной уменьшающейся до одной сажени. Судя по лоцш, замерзаютъ они въ середииЬ октября, таетъ ледъ въ половинЬ мая. По пмгЬющимся новЬйшимъ сведешямъ ледъ въ этихъ гаваняхъ бываетъ настолько слабъ, что легко можетъ быть разбиваемъ пароходами и даже паровыми барказами. Несомненное преимущество Екатерининской гавани срав­ нительно съ Колою, какъ въ отношеши меньшей замерзае­ мости, такъ и по удобствамъ для стоянки и зимовки судовъ вс/Ьхъ рапговъ, вызвало въ самое последнее время предполо- жеше правительства объ устройстве въ ней торговаго порта, п о перенесеши изъ Колы въ Екатерининскую гавань всехъ административныхъ учреждешй. Вопросе обе устройства значителънаю торговаго порта па Мурманскоме берегу возбуждался неоднократно. Такъ еще въ 1870 г. бывшШ начальнпкъ Архангельской губернш д. с. с. Качаловъ, сопрово;кдавний Великаго Князя А л е к с е я А л е к с а н ­ д ро в и ч а въ его путешествш но с/Ьверу Poccin, входилъ въ Министерство Финансовъ съ представлешемъ, въ которомъ указывалъ, что для развитая торговли, промысловъ, морепла- вашя и вообще улучшешя Архангельской ry6epnin, представ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz