Сиденснер, Александр Карлович. Сведения о Мурманском береге, собранные летом 1896 года контр-адмиралом Сиденснером / [А. Сиденснер] ; Гл. Гидрогр. Упр. Мор. М-ва. – Санкт-Петербург : Типография Морского Министерства в Главном Адмиралтействе, 1897. – 102 c., 1 л. карт.

скаго у'Ьзда. Въ настоящее время кроме кам енная собора, вс'Ь здашя въ Коле деревянная, числомъ до 200. Ежегодный доходъ города около 1500 руб. Общш видъ Колы напомннаетъ скорее небольшое село, нежели у'Ьздиий городъ. ■ Т'Ьмъ не менЬе, въ виду выгоднаго его положешя, какъ ближайшая пункта по береговому сообщенио между Мурманомъ и бере- гомъ Б е л а я моря, а главнымъ образомъ, въ виду начинаю­ щ а я с я общ ая ояшвлешя Мурманскаго побережья, Кола несомненно съ каждымъ годомъ будетъ значительно развиваться. По значительному удаленно отъ морского берега, Кола никогда не могла служить становищемъ для рыбопромышлен­ пиковъ. Поэтому жители Колы для рыбныхъ промысловъ отправлялись въ бухты Мотовскаго залива и Рыбачьяго полу­ острова. Главнымъ лее образомъ, жители Колы занимаются ловомъ семги въ верховьяхъ Кольскаго залива, а иногда въ зимнее время вьгЬзжаютъ на акулш промыселъ въ Кольский и Мотовскш заливы. Вершина Кольскаго залива у г. Колы представляетъ еще то существенное неудобство, что, вслЬдств!е малой глубины рейда и отмелыхъ береговъ, якорная стоянка здесь возможна для самыхъ неболыпихъ судовъ. Даже такой небольшой паро­ ходъ, какъ «Мурманъ» не можетъ подходить къ самому городу, а пароходы Мурманскаго общества должны останавливаться въ 4-хъ верстахъ, у мыса Дровяного. Здесь глубина 5 саж., а далгЬе глубина залива постепенно увеличивается до 60, 100 и 180 caai. По обоимъ берегамъ Кольскаго залива есть ьЬсколько неболыпихъ бухтъ, совершенно закрытыхъ отъ в'Ьтра и волне- ш я и удобиыхъ для якорпой стоянки и зимовки, но такъ какъ они удалены отъ места тресковыхъ промысловъ, то ни одиа изъ этихъ бухтъ не служитъ становищемъ для рыбо­ промышленниковъ, въ томъ числе и заливъ Екатерининский, съ прилегающими къ нему заливами Пала и Олешй, Въ последнее время, Е к а т ер н п и п тй заливъ, или Екате­ рининская гавань, обратила на себя особенное внимаше, въ виду поднятая вопроса объ устройстве въ ней торговая и даже военная порта. Екатерининская гавань представляетъ узкий пролпвъ, обра­ зовавшийся между материкомъ и островомъ Екатеринипскимъ, который соединяется съ Материкомъ неболыпнмъ перешейкомъ, эсыхающимъ фута па три надъ уровпемъ низкой воды. Длина

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz