Сиденснер, Александр Карлович. Сведения о Мурманском береге, собранные летом 1896 года контр-адмиралом Сиденснером / [А. Сиденснер] ; Гл. Гидрогр. Упр. Мор. М-ва. – Санкт-Петербург : Типография Морского Министерства в Главном Адмиралтействе, 1897. – 102 c., 1 л. карт.

различныхъ возрастовъ, плохо подготовленные къ прохождению программы; но т'Ьмъ не менЬе и эти мореходные классы дали поморскому торговому флоту многихъ хорошихъ шкииеровъ н штурмановъ. Несмотря на существоваше въ Архангельской губерши до- статочнаго числа мореходныхъ училищъ, въ настоящее время все еще можно встретить между шкиперами поморскихъ су­ довъ таких ь, которые не только нигде не обучались мореход- пымъ наукамъ, но даже не ум&отъ ни читать, ни писать, а между т'Ьмъ плаваютъ вдоль Мурманскаго берега до Норве- riu . Объяснить это можно, конечно, только т'Ъмъ, что все поморы пр 1 учахотся къ морской службе практически, въ са- михъ плавашяхъ, съ ранняго д’Ьтскаго возраста, и поэтому незнакомство съ картами и счислешемъ заменяется у нихъ знашемъ местности, пршбретеннымъ многолетнимъ опытомъ. По этому поводу следуетъ еще заметить, что даже шки­ пера, окончивппе мореходные классы, въ плавашяхъ своихъ вдоль Мурманскаго берега руководствуются не столько картами н счислешемъ, сколько опытомъ и знатпемъ береговъ. Почти пн па одномъ изъ поморскихъ судовъ, нЬтъ и тЬхъ немно- гихъ частныхъ картъ Мурманскаго и Терскаго береговъ, какая у насъ изданы. Обыкновенно же поморы руководствуются генеральными картами, притомъ англйскнми и объясняютъ это темъ, что они более привыкли къ англшскимъ картамъ, которыя имъ легче пршбретать въ Вардэ, нежели Hainn карты отъ офищальныхъ агентовъ въ Архангельске или въ Кеми. Даже на пароходахъ Мурманскаго Товарищества, совершаю- щихъ рейсы по Мурманской лиши, до сихъ поръ не имелось частныхъ картъ нашего издашя, поэтому, едва ли можно согласиться съ установившимся мнешемъ, что «одною изъ главнейшихъ причинъ, задерживающихъ развипе мореплава- nifl въ северныхъ моряхъ, служитъ чрезвычайная опасность илаван 1 я въ нихъ судовъ, всл' 1 здств 1 е неточности ироизведеп- ныхъ до сихъ поръ наследованы этихъ морей въ гпдрогра- фическомъ отношенш». Относительно плавашя поморовъ следуетъ еще упомянуть, что изъ числа всехъ поморскихъ судовъ, приходящихъ еже­ годно въ Петербурга съ грузомъ рыбы, едва ли найдется два судна, снабженныя хронометрами. Обыкновенно же, на этихъ переходахъ поморы руководствуются только счислешемъ и определешемъ широты места по полуденной высоте солнца, если, конечно, позволяетъ погода. .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz