Сиденснер, Александр Карлович. Сведения о Мурманском береге, собранные летом 1896 года контр-адмиралом Сиденснером / [А. Сиденснер] ; Гл. Гидрогр. Упр. Мор. М-ва. – Санкт-Петербург : Типография Морского Министерства в Главном Адмиралтействе, 1897. – 102 c., 1 л. карт.

щальными данными, то за посл'Ьдхпя 15 л'Ьтъ, Кроме 12 слу- чаевъ гибели судовъ въ открытомъ море, записано всего только 9 крушенш поморскихъ судовъ у Мурманскаго берега, а именно, въ 1820 году одно крушеше у становища Шельпипо, въ 1891 году одно крушеше у мыса Св. Носъ и въ 1894 году семь крушешй въ различиыхъ мЬстахъ Мурманскаго берега. Столь малое число крушешй следуетъ объяснить только не­ обыкновенною сметливостью нашихъ поморовъ и привычкой ихъ къ морю- съ самаго ранняго дЬтскаго возраста. Далее женщины поморья отличаются необыкновенною ловкостью и бравостью, а въ гребле не уступаютъ мущинамъ. Следуеть еще заметить, что въ большинстве случаевъ шкиперами на поморскихъ судахъ плаваютъ сами судохозяева, или ихъ сыновья. По вопросу о спасанш на водахъ следуетъ также упомя­ нуть, что не такъ давно указывалось на желательность учреж­ денья па пашемъ Мурманскомъ берегу особыхъ спасательных?, яхте или крейсеров т, подобныхъ тЬмъ, к а т е существуютъ въ HopBerin. Такихъ спасательныхъ яхтъ въ Северной HopBerin имеется три, но он ! находятся въ плaвaнiи исключительно въ зимше месяцы и выходятъ изъ гаваней только съ начи­ нающимся штормомъ, для розыска и оказашя помощи рыбо- ловнымъ судамъ, терпящимъ какого либо рода б'Ъдсттая. Едва ли однако необходимость учреждешя такихъ спасатель- пыхъ яхтъ можетъ быть оправдана существующнмъ въ настоя­ щее время судоходствомъ и рыболовствомъ вдоль Мурманскаго берега, въ виду того, что наши рыбопромышленники зани­ маются промыслами только въ сравнительно спокойное л'Ьтнее время. Что касается судовъ погибающихз безз вгьсти въ нашихъ сЬверныхъ моряхъ, то и таше случаи бываютъ сравнительно Р'Ьдко, въ особенности, если принять во внимаше iuoxifl качества постройки нашихъ поморскихъ судовъ. Какъ известно, судо­ строителями поморскихъ судовъ являются поморы самоучки, которые строятъ свои суда во всехъ прибрежныхъ селешяхъ Белаго моря, руководствуясь самодельными моделями, шабло­ нами и чертежами, выработанными вековымъ опытомъ и пере­ ходящими отъ отца къ сыну. По вопросу о судостроенш следуетъ, однако, заметить, что несмотря иа недостаточный технически' познашя иомо- ровъ, при редкости и бЬдности населенья, полномъ отсутствш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz