Сиденснер, Александр Карлович. Сведения о Мурманском береге, собранные летом 1896 года контр-адмиралом Сиденснером / [А. Сиденснер] ; Гл. Гидрогр. Упр. Мор. М-ва. – Санкт-Петербург : Типография Морского Министерства в Главном Адмиралтействе, 1897. – 102 c., 1 л. карт.
щальными данными, то за посл'Ьдхпя 15 л'Ьтъ, Кроме 12 слу- чаевъ гибели судовъ въ открытомъ море, записано всего только 9 крушенш поморскихъ судовъ у Мурманскаго берега, а именно, въ 1820 году одно крушеше у становища Шельпипо, въ 1891 году одно крушеше у мыса Св. Носъ и въ 1894 году семь крушешй въ различиыхъ мЬстахъ Мурманскаго берега. Столь малое число крушешй следуетъ объяснить только не обыкновенною сметливостью нашихъ поморовъ и привычкой ихъ къ морю- съ самаго ранняго дЬтскаго возраста. Далее женщины поморья отличаются необыкновенною ловкостью и бравостью, а въ гребле не уступаютъ мущинамъ. Следуеть еще заметить, что въ большинстве случаевъ шкиперами на поморскихъ судахъ плаваютъ сами судохозяева, или ихъ сыновья. По вопросу о спасанш на водахъ следуетъ также упомя нуть, что не такъ давно указывалось на желательность учреж денья па пашемъ Мурманскомъ берегу особыхъ спасательных?, яхте или крейсеров т, подобныхъ тЬмъ, к а т е существуютъ въ HopBerin. Такихъ спасательныхъ яхтъ въ Северной HopBerin имеется три, но он ! находятся въ плaвaнiи исключительно въ зимше месяцы и выходятъ изъ гаваней только съ начи нающимся штормомъ, для розыска и оказашя помощи рыбо- ловнымъ судамъ, терпящимъ какого либо рода б'Ъдсттая. Едва ли однако необходимость учреждешя такихъ спасатель- пыхъ яхтъ можетъ быть оправдана существующнмъ въ настоя щее время судоходствомъ и рыболовствомъ вдоль Мурманскаго берега, въ виду того, что наши рыбопромышленники зани маются промыслами только въ сравнительно спокойное л'Ьтнее время. Что касается судовъ погибающихз безз вгьсти въ нашихъ сЬверныхъ моряхъ, то и таше случаи бываютъ сравнительно Р'Ьдко, въ особенности, если принять во внимаше iuoxifl качества постройки нашихъ поморскихъ судовъ. Какъ известно, судо строителями поморскихъ судовъ являются поморы самоучки, которые строятъ свои суда во всехъ прибрежныхъ селешяхъ Белаго моря, руководствуясь самодельными моделями, шабло нами и чертежами, выработанными вековымъ опытомъ и пере ходящими отъ отца къ сыну. По вопросу о судостроенш следуетъ, однако, заметить, что несмотря иа недостаточный технически' познашя иомо- ровъ, при редкости и бЬдности населенья, полномъ отсутствш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz