Сиденснер, А. К. Описание Мурманского побережья / [А. Сиденснер]. – [Переизд., испр. и доп.]. – Санкт-Петербург : Главное Гидрографическое Управление Морского Министерства, 1909. – [2], 272 с., 42 л. ил., карт.
Насколько перешеекъ этотъ невеликъ и низъ!ененъ молено судить, между прочимъ, по тому, что л±томъ 1896 года, при возвращенш изъ Печенги въ Архангельскъ архимандрита Соловецкаго монастыря и настоятеля Печенгскаго, вместе съ монашествующей братаей, .по- этому перешейку былъ неретащенъ карбасъ, на которомъ они переехали изъ Зем ляной къ вершине Большой Волоковой -губы, а затЬмъ изъ Озерко на этомъ же карбасе отправились далАе въ Титовку. На деретаскиваше карбаса.люди употребили всего 2 ч. вре мени, а между т^мъ карбасъ былъ настолько великъ, что въ нёмъ помещалось, вм£ст.е съ послушниками, 20 человгЬкъ. I Прорьгае этого перешейка, несомненно, доставило бы значительный выгоды всемъ рыбопромышленникамъ, при иереездахъ ихъ съ восточной стороны на. западную и обратно, . а также облегчило бы доставку изъ Варангерскаго залива въ становища восточной стороны Мурмана мелкой рыбы для наживки, въ своевременной доставке которой рыбопромы шленники крайне нуждаются. Что касается южнаго перешейка, отделяющего вершину Мотовскаго залива отъ Малой Волоковой губы, то онъ дли ною до пяти верстъ и возвышается надъ уровнемъ моря въ среднемъ до двухъ саженъ. Этотъ перешеекъ равнымъ об- разомъ не представляетъ затрудненш для прорытая, но онъ длиннее, п въ вершинахъ обоихъ заливовъ, Мотовскаго и Малаго Волокового, нЬтъ удобныхъ м&стъ для якорной стоянки. Лучшимъ становищемъ [на Рыбачьемъ полуострове Въ давняго времени считалось Цыпъ-Наволокъ, въ бухте Подъ- Шеей, на северо-западной оконечности полуострова. Еще летъ двадцать назадъ ' здесь собиралось более 10 0 0 рыбо- промышленниковъ, и ежегодно отходило съ грузомъ -рыбы до 50 мореходныхъ судовъ. Теперь, съ упадкомъ весенняго рыбнаго промысла, это становище совершенно оставлено, и бывипе станы стоятъ заколоченными. Между темъ бухта Подъ-Шеей довольно просторная, длиною и шириною въ одну версту, хорошо защищена отъ северныхъ и западныхъ вет- ровъ *). При незначительной глубине и надежномъ грунте, она *) За время еъ 1885 года въ бухтЬ разбилось только одно судно отъ лоп нувшей во время шторма якорной ц&ш.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz