Сиденснер, А. К. Описание Мурманского побережья / [А. Сиденснер]. – [Переизд., испр. и доп.]. – Санкт-Петербург : Главное Гидрографическое Управление Морского Министерства, 1909. – [2], 272 с., 42 л. ил., карт.

Насколько перешеекъ этотъ невеликъ и низъ!ененъ молено судить, между прочимъ, по тому, что л±томъ 1896 года, при возвращенш изъ Печенги въ Архангельскъ архимандрита Соловецкаго монастыря и настоятеля Печенгскаго, вместе съ монашествующей братаей, .по- этому перешейку былъ неретащенъ карбасъ, на которомъ они переехали изъ Зем­ ляной къ вершине Большой Волоковой -губы, а затЬмъ изъ Озерко на этомъ же карбасе отправились далАе въ Титовку. На деретаскиваше карбаса.люди употребили всего 2 ч. вре­ мени, а между т^мъ карбасъ былъ настолько великъ, что въ нёмъ помещалось, вм£ст.е съ послушниками, 20 человгЬкъ. I Прорьгае этого перешейка, несомненно, доставило бы значительный выгоды всемъ рыбопромышленникамъ, при иереездахъ ихъ съ восточной стороны на. западную и обратно, . а также облегчило бы доставку изъ Варангерскаго залива въ становища восточной стороны Мурмана мелкой рыбы для наживки, въ своевременной доставке которой рыбопромы­ шленники крайне нуждаются. Что касается южнаго перешейка, отделяющего вершину Мотовскаго залива отъ Малой Волоковой губы, то онъ дли­ ною до пяти верстъ и возвышается надъ уровнемъ моря въ среднемъ до двухъ саженъ. Этотъ перешеекъ равнымъ об- разомъ не представляетъ затрудненш для прорытая, но онъ длиннее, п въ вершинахъ обоихъ заливовъ, Мотовскаго и Малаго Волокового, нЬтъ удобныхъ м&стъ для якорной стоянки. Лучшимъ становищемъ [на Рыбачьемъ полуострове Въ давняго времени считалось Цыпъ-Наволокъ, въ бухте Подъ- Шеей, на северо-западной оконечности полуострова. Еще летъ двадцать назадъ ' здесь собиралось более 10 0 0 рыбо- промышленниковъ, и ежегодно отходило съ грузомъ -рыбы до 50 мореходныхъ судовъ. Теперь, съ упадкомъ весенняго рыбнаго промысла, это становище совершенно оставлено, и бывипе станы стоятъ заколоченными. Между темъ бухта Подъ-Шеей довольно просторная, длиною и шириною въ одну версту, хорошо защищена отъ северныхъ и западныхъ вет- ровъ *). При незначительной глубине и надежномъ грунте, она *) За время еъ 1885 года въ бухтЬ разбилось только одно судно отъ лоп­ нувшей во время шторма якорной ц&ш.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz