Сиденснер, А. К. Описание Мурманского побережья / [А. Сиденснер]. – [Переизд., испр. и доп.]. – Санкт-Петербург : Главное Гидрографическое Управление Морского Министерства, 1909. – [2], 272 с., 42 л. ил., карт.

— 225 — если бы осенью 1905 г. не пришлось отказать въ npieM'fe, за недостаткомъ м-Ьста, 935 д-Ьтямъ школьнаго возраста". Несмотря на открытае въ 1906 году еще 33 новыхъ учипищъ, пришлось отказать въ npieMi, за недостаткомъ м^стъ въ кпассахъ, 716 дЬтямъ (383 м. и 333 д.). Точно также и въ 1902 г. было отказано въ npieM'fe, за н енм £ т ем ъ классныхъ пом'Ьщешй, 719 вновь поступавшимъ Д’Ьтямъ, при чемъ „цифра эта, говоритъ губернаторъ, не можетъ быть признана точной, такъ какъ отказъ, за неим’Ьщемъ мЬста, одному - двумъ, удерживаетъ многихъ родителей уже отъ самой попытки зачислить въ число учениковъ своего сына или дочь". Губернаторы, между прочимъ, особенно настойчиво зая­ вляли объ отсутствш деятелей съ техническимъ коммерче- скимъ образовашемъ, дпя п рим ^н ет я котораго на практик^ явился бы широкШ просторъ въ Архангепьской губернш, какъ ведущей экспортную торговлю, и значительная часть насепешя которой занимается кустарнымъ промыспомъ. Между т^мъ переполненность ннзшихъ кпассовъ гимназш,— доносппъ губернаторъ князь Голицынъ,—и трудность npieMa новыхъ учениковъ сверхъ комплекта ставятъ въ безвыход­ ное попожеше тЪхъ учениковъ, которые, по неспособности къ древнимъ языкамъ, не им£ютъ возможности окончить полный курсъ наукъ въ единственной существующей въ Архангельск^ классической гимназш и остаются, такимъ образомъ, недоучками. Указывая на необходимость скор4й- шаго открытая въ Архангельск^ технпческаго училища, губерн­ ское начальство надеялось пр1урочить открытае этого училища къ дню праздновашя, въ 1884 году, трехсотиЬтняго юбипея г. Архангельска, но оно было открыто только въ 1893 году, подъ н а зва тем ъ механико-техническаго училища Императора Петра I *). Съ другой стороны, въ отчетахъ губернаторовъ отме­ чается тотъ фактъ, что значительное число учениковъ выбы- ваетъ ежегодно изъ начапьныхъ учипищъ до окончашя ими иопнаго курса, и объясняется это отчасти т^мъ, что роди­ тели довольствуются самой элементарной грамотностью, какую дЬтп ихъ могутъ прюбрести во 2-ой годъ обучешя, въ *) Въ феврале 1907 года училище сгорало. 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz