Сиденснер, А. К. Описание Мурманского побережья / [А. Сиденснер]. – [Переизд., испр. и доп.]. – Санкт-Петербург : Главное Гидрографическое Управление Морского Министерства, 1909. – [2], 272 с., 42 л. ил., карт.

— ] 87 — бывшихъ здесь крушенш трудно указать пунктъ, въ кото- ромъ такая станщя могла бы оказать наибольшую пользу. До 1908 года, въ в£дгЬши общества спасашя на водахъ нахо­ дилась въ Те'риберк’Ь спасательная лодка, сн абж ете которой командой взялъ на себя фактористъ Мерзлютинъ, но и эта станщя была исключительно ручной, такъ какъ находилась въ глубин!; Териберскаго. залива и была основана всл,Ьдств1е повторявшихся случаевъ гибели людей на баре р еки Тери- берки. З а неим^ш емь постоянной команды, эта спасательная лодка не приносила здесь никакой пользы и въ 1908 году переведена въ Б ело е море на Мудыогскую спасательную станщю, где въ такой лодке имелась надобность. Кроме Мудыогской, на Б гЬломъ море обществомъ спасашя на водахъ содержится еще одна спасательная станщя, на мысЬ Л гЬтнШ Орловъ, а также въ ведение общества находится, содержимая на средства Соловецкаго монастыря, одна спаса­ тельная станщя съ лодкой, на острове Анзерскомъ. Несмотря на плох1я качества поморскихъ судовъ, неудо­ влетворительность ихъ снабжешя и недостаточный познашя поморовъ въ дЬгЬ кораблевождешя, при маломъ числе маяковъ, неточности морскихъ картъ и неблагопр!ятныхъ клпматическихъ услов!яхъ для плаванья, случаи к р уш е т й мореходныхъ судовъ бываютъ сравнительно р ’Ьдко. По имею ­ щимся въ обществе спасашя даннымъ за посзгЬдтя 30 л^зтъ, кром* 12 случаевъ гибели судовъ въ открытомъ моЙЬ, запи­ сано всего десять к р уш е т й мореходныхъ судовъ у Мур­ манскаго берега. Сравнительно малое число к р уш е т й сл^дуетъ объяснить только необыкновенной сметливостью нашихъ поморовъ и привычкой ихъ къ морю съ ранняго дгЬтскаго возраста. Даже женщины Поморья отличаются необыкновенною ловкостью и лихостью, а въ гребле не уступаю тъ мужчинамъ. Сяедуетъ еще заметить, что въ большинстве случаевъ шкиперами на поморскихъ судахъ плаваютъ сами судохозяева, или ихъ сыновья.. Такъ, по даннымъ 1899 года, изъ чпсла 414 судовъ, 251 судномъ командовали сами владельцы и на 87 судахъ, принадлежавшихъ тЬмъ же хозяевамъ, командовали ихъ сыновья, или же въ силу необходимости наемные шки­ пера. И зъ числа остальныхъ 76 судовъ—13 принадлежали женщинамъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz