Сиденснер, А. К. Описание Мурманского побережья / [А. Сиденснер]. – [Переизд., испр. и доп.]. – Санкт-Петербург : Главное Гидрографическое Управление Морского Министерства, 1909. – [2], 272 с., 42 л. ил., карт.

— 180 — этого, при содействие морского министерства, одно промы­ словое судно было построено при С .-Петербургскомъ порте, два въ Поморье, поморами Боровымъ и Постншсовымъ и одно на верфи Романова, по чертежамъ инженера Боярскаго. На основашя произведенныхъ опытовъ съ новыми типами судовъ, началъникъ экспедицш пришелъ къ заключение, что для прибрежнаго рыбнаго промысла, яруснаго и удебнаго, не далее пяти верстъ отъ берега, вполне хороши суще­ ствующая у насъ на Мурмане норвежск1я елы; шняки же, тяжелыя на веслахъ, требуютъ и перемены вооруж етя . Затемъ , ^го касается дальняго промысла и особенно осенняго и зимняго, то, по м н е тю начальника экспедицш, следуетъ перейти къ палубнымъ судамъ съ каютами *). Этимъ •услов1ямъ оказались значительно удовлетворяющими боты Даля **), а также, употребляемые на западномъ Мурмане „ фембурны11, отличающееся отъ елъ значительно большею величиною, ж листеръ-боты, суда еще более фембурна, которыя имею тъ и палубу. Оба эти типа судовъ отличаются большей парусностью и въ кормовой части имеютъ каюты съ каминами. Въ видахъ замены судовъ устарелаго типа более совре­ менными, комитетъ для помощи поморамъ принялъ меры къ распространенно новаго типа промысловыхъ судовъ, путемъ передачи ихъ промышленникамъ на льготныхъ усло- взяхъ, продажей въ разерочку, или сдачей въ аренду. Такимъ способомъ, кроме тендера „Поморъ“, проданнаго зверопро­ мышленнику Поспелову за 4500 рублей, впоследствш были проданы въ разерочку еще лодка „Ры б акъ<! и шесть ботовъ _ Даля, всего на сумму 6850 руб. Несмотря однако на ока­ занное содЬйств1е, морегая палубныя суда не прививаются у рыбопромышленниковъ поморовъ, главнымъ образомъ, по своей значительной стоимости, а также вследств 1 в того, что они не могутъ быть вытаскиваемы прямо на берегъ и оста­ вляемы безъ призора на зиму. Поэтому при существующихъ усповхяхъ, промысловыя палубныя суда могутъ получить *) Отчетъ по экспедицш за 1904 г. **) Лодки Даля длиною около 30 футъ, вооружены двумя мачтами, съ рейковыми парусами и кливеромъ. Лодки эти легки на веслахъ и вполнЗз безопасны. ОнЗз снабжены въ носу и корм^з воздушными ящиками и покрыты сплошной палубой и люками, которые открываются во время промысла.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz