Сиденснер, А. К. Описание Мурманского побережья / [А. Сиденснер]. – [Переизд., испр. и доп.]. – Санкт-Петербург : Главное Гидрографическое Управление Морского Министерства, 1909. – [2], 272 с., 42 л. ил., карт.
— 180 — этого, при содействие морского министерства, одно промы словое судно было построено при С .-Петербургскомъ порте, два въ Поморье, поморами Боровымъ и Постншсовымъ и одно на верфи Романова, по чертежамъ инженера Боярскаго. На основашя произведенныхъ опытовъ съ новыми типами судовъ, началъникъ экспедицш пришелъ къ заключение, что для прибрежнаго рыбнаго промысла, яруснаго и удебнаго, не далее пяти верстъ отъ берега, вполне хороши суще ствующая у насъ на Мурмане норвежск1я елы; шняки же, тяжелыя на веслахъ, требуютъ и перемены вооруж етя . Затемъ , ^го касается дальняго промысла и особенно осенняго и зимняго, то, по м н е тю начальника экспедицш, следуетъ перейти къ палубнымъ судамъ съ каютами *). Этимъ •услов1ямъ оказались значительно удовлетворяющими боты Даля **), а также, употребляемые на западномъ Мурмане „ фембурны11, отличающееся отъ елъ значительно большею величиною, ж листеръ-боты, суда еще более фембурна, которыя имею тъ и палубу. Оба эти типа судовъ отличаются большей парусностью и въ кормовой части имеютъ каюты съ каминами. Въ видахъ замены судовъ устарелаго типа более совре менными, комитетъ для помощи поморамъ принялъ меры къ распространенно новаго типа промысловыхъ судовъ, путемъ передачи ихъ промышленникамъ на льготныхъ усло- взяхъ, продажей въ разерочку, или сдачей въ аренду. Такимъ способомъ, кроме тендера „Поморъ“, проданнаго зверопро мышленнику Поспелову за 4500 рублей, впоследствш были проданы въ разерочку еще лодка „Ры б акъ<! и шесть ботовъ _ Даля, всего на сумму 6850 руб. Несмотря однако на ока занное содЬйств1е, морегая палубныя суда не прививаются у рыбопромышленниковъ поморовъ, главнымъ образомъ, по своей значительной стоимости, а также вследств 1 в того, что они не могутъ быть вытаскиваемы прямо на берегъ и оста вляемы безъ призора на зиму. Поэтому при существующихъ усповхяхъ, промысловыя палубныя суда могутъ получить *) Отчетъ по экспедицш за 1904 г. **) Лодки Даля длиною около 30 футъ, вооружены двумя мачтами, съ рейковыми парусами и кливеромъ. Лодки эти легки на веслахъ и вполнЗз безопасны. ОнЗз снабжены въ носу и корм^з воздушными ящиками и покрыты сплошной палубой и люками, которые открываются во время промысла.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz