Сиденснер, А. К. Описание Мурманского побережья / [А. Сиденснер]. – [Переизд., испр. и доп.]. – Санкт-Петербург : Главное Гидрографическое Управление Морского Министерства, 1909. – [2], 272 с., 42 л. ил., карт.

— 140 — настолько тесно связаны теперь съ ознаненныьгъ пароход- ствомъ, что какой бы то ни было, даже временный разрывъ между ними уже немыслимъ; иначе онъ повелъ бы за собою такое п о т р я с е т е ' экономическаго быта названнаго населешя) въ самой основе, последствия: котораго трудно далее и пред­ ставить. Съ прекращешемъ спещальнаго срочнаго пароход­ ства въ Бе.ломъ море и Ледовитомъ океане, въ конецъ разрушилась бы тамъ и нынешняя торгово-промышленная жизнедеятельность, а все северное поморье съ населешемъ въ десятки тысячъ душъ неминуемо было бы обречено на экономическую погибель1. Равнымъ образомъ и нашъ консулъ въ Финмаркене В. А. Березниковъ указывалъ, что срочныя пароходныя сообщешя Мурмана, чрезъ каяадыя 16 сутокъ короткаго лвтняго промысловаго времени навигацш. съ Архангельскомъ совершенно не соответствуютъ общественнымъ и экономи- ческимъ потребностямъ края. При этомъ онъ меяэду прочимъ обратилъ внимаше комиссш на то, что „блшкайшимъ и самымъ разительнымъ примеромъ плодотворнаго вл1яшя учащенпыхъ и правильныхъ сообщенш на экономичедкуго жизнь края является соседшй Финмаркенъ, где рыбные про­ мыслы прюбрели свое первостепенное значеше для народ- наго хозяйства Норвегш, лишь со времени проведешя теле­ графа и установяешя правильныхъ и частыхъ нароходныхъ сообщен®. Своими меропр1ятаями норвежское правительство вывело Финмаркенъ изъ экономической спячки и дало воз­ можность его рыбнымъ промыспамъ совершенно затмить промыслы Мурмана, на который въ прежнее время приходили за рыбой голландцы и датчане. Въ сознанш государственной важности установпешя возможно тесной экономической и духовной связи между своими окраинами и центромъ нра- влешя и народной жизни, Норвегая не останавливается нередъ сравнительно для нея значительными затратами. Субсидируя уясе три пароходныхъ нредпр1я>пя, за содерлсаше сообщешй съ Финмаркеномъ и въ Финмаркене, оно начало выдавать 70.000 кронъ четвертому, за ноддерясаше еясегодныхъ быстрыхъ рейсовъ меяеду Тронгеймомъ и Гаммерфестомъ1. Меягду прочимъ на неудовлетворительность срочныхъ сообщешй было обращено внймаше еще въ 1881 году бывшей въ Архангельске совещательной ком и стей „о нуждахъ север-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz