Сиденснер, А. К. Описание Мурманского побережья / [А. Сиденснер]. – [Переизд., испр. и доп.]. – Санкт-Петербург : Главное Гидрографическое Управление Морского Министерства, 1909. – [2], 272 с., 42 л. ил., карт.

— 138 — ный темъ , „что всякое промышленное предпр!ятае не им'Ьетъ твердаго ос.новатя, коль скоро требуетъ для своего осуще- ствлешя искусственной поддержки со стороны правительства". Наконецъ, уже въ 1870 году вслгЬдств1е энергическаго представлешя архангельскаго губернатора Н. А. Качалова, образовалось общество беломорско-мурманскаго срочнаго пароходства, съ субсид 1 ей въ 30.000 руб. за двенадцать обязательныхъ рейсовъ и съ основнымъ капиталомъ всего въ 150.000 рублей, но предпр1ятае это съ первыхъ же шаговъ понесло болышя потери: почти все пароходы общества потер­ пели крушешя и въ 1874 году общество прекратило суще- ствоваше. Донося объ этомъ и поддерживая ходатайство известнаго московскаго деятеля на пользу Севера 0 . В. Чижова объ образования новаго товарищества архангельско-мурман- скаго срочнаго пароходства, съ основнымъ капиталомъ въ 3OS.0OO руб., губернатору Игнатьеву для исходатайствовашя обществу субсидш въ 55.000 руб. снова пришлось потратить много энергш для выяснения, что „существоваше срочныхъ рейсовъ вдоль Журманскаго берега и береговъ Белаго моря, улучшая способы сообщ етя и содействуя развитию колони- зацш Журманскаго берега и местныхъ промысловъ, вм есте съ тем ъ является неоценимымъ учреждешемъ для админи- страцш при преследованш своихъ задачъ и что лишить ихъ техъ удобствъ, которыя имъ доставляло плаваше парохо- довъ товарищества, даже при дурномъ управление онымъ, значило бы сделать шагъ назадъ отъ техъ меръ , которыя за последнее время приняты и принимаются для развитая края". Основанное въ 1875 году новое товарищество имело перво­ начально четыре парохода для содерж атя срочныхъ рейсовъ по тремъ пишямъ: Журманской—отъ Архангельска до Вардэ; Белом орской—’Между Архангельскомъ и Онегою и Канда- лакской—между Кемью и Кузоменыо. Кроме того, по хода­ тайству ^общества сп а са т я на водахъ, были установлены два рейса въ т е ч е т е навигацш изъ Архангельска на Новую Землю. Собственно по мурманской лиши сообщеше поддержи­ валось однпмъ пароходомъ, чрезъ каждые 16 дней, при чемъ въ т е ч е т е навигацш этотъ пароходъ делапъ 13 рей­ совъ. Первые пароходы общества были очень неболы те,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz