Сиденснер, А. К. Описание Мурманского побережья / [А. Сиденснер]. – [Переизд., испр. и доп.]. – Санкт-Петербург : Главное Гидрографическое Управление Морского Министерства, 1909. – [2], 272 с., 42 л. ил., карт.

— 134 — мости отъ Норвегш , извлечь его отъ этой зависимости можно только при помощи железной дороги, которая соеди­ нила бы этотъ отдаленный край съ другими частями госу­ дарства". Приглашенныя въ комиссйо свгЬдующ1я лица между про­ чимъ высказали, что „въ западной части Мурманскаго берега, съ его незамерзающими гаванями, судоходство возможно круглый годъ. Полярность ночи и туманы хотя и затруд- няютъ судоходство, но оно т4мъ не менее остается совер­ шенно возможнымъ въ т е ч е т е ц^лаго года". Вопросъ о возможности рыболовства на Мурмане въ т е ч е т е всей зимы, по недостатку данныхъ, остался невыяс- неннымъ. Комиссш быпо сообщено нисколько фактовъ показывающихъ, что „въ декабре и феврале, когда здесь ловъ более не производится, въ некоторыхъ бухтахъ зам е ­ чалось п о явп е т е въ огромномъ количестве сельди и трески; но были ли это отдельные редгае случаи, или на Мурмане и зимой есть рыба въ количестве достаточномъ, чтобы под­ держать серьезный зимнш ловъ,—этого никто не могъ разъ ­ яснить". При обсужденш вопроса о направивши железной дороги на Мурманъ, въ комиссш прежде всего было указано на выгодность продолжешя железной, дороги отъ Улеаборга до запива Печенги, или до порта В л а д т п р ъ , но затемъ было признано более выгоднымъ въ экономическомъ и государ- ственномъ отношешяхъ, провести дорогу отъ 1оэнсу или Сердоболя черезъ Кемь на Колу. При этомъ было указано, что Оердобопьское направлеше, сокращая на 400 верстъ разстояше отъ Ледовитаго океана до 'П етербур га , сравни­ тельно съ направлешемъ Улеаборгъ-Владим1ръ, въ то же время соединяло бы Петербургъ , чрезъ Выборгъ, не только съ Мурманомъ, но и съ Б епым ъ моремъ, а кроме того соединяло бы съ Б епым ъ моремъ два болыпихъ внутрен- нпхъ бассейна: Ладожское и Онежское озера. При обсужденш этого н аправп етя въ комиссш между прочимъ быпо обра­ щено вн им а те на необходимость „подчинить железныя дороги Финпяндш, отъ Сердобопя до Петербурга, тем ъ же общимъ постановпешямъ по уп р а вл е тю железнодорожными тари­ фами, которыя действую тъ въ Имперш; въ противномъ случае, т. е. если будутъ действовать две тарифныхъ системы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz